Интерфакс
БиблиотекаЗакон о трансфертном ценоообразовании может быть смягчен
Ноябрь 2015

Закон о трансфертном ценоообразовании может быть смягчен

Количество подконтрольных сделок будет сужено.

Круг сделок, подпадающих под контроль за трансфертным ценообразованием, может быть значительно сужен. Обсуждается повышение пороговой суммы подконтрольных российских сделок с 1 млрд до 3 млрд руб., рассказали «Ведомостям» три федеральных чиновника.

Закон изначально был направлен против трансграничных налоговых схем, как и во всем мире. Компании обязаны отчитываться о ценах всех сделок с иностранными аффилированными компаниями, а также со всеми офшорами – завышая или занижая цены, можно выводить налогооблагаемую прибыль из России. Но контроль также распространили на взаимозависимые компании – в тех случаях, когда оборот между ними превышает 1 млрд руб. за год (сначала было 3 млрд, потом порог снижался). Для компаний это дополнительная отчетность и риски претензий.

Минфин, ФНС и Минэкономразвития не ответили на запрос «Ведомостей». Минфин знает об этих поправках – предлагал это сам еще в Основных направлениях налоговой политики на 2015–2017 гг., отмечает один из чиновников. Сейчас идет торг Минфина с бизнесом. Чиновник Минфина говорит, что министерство предлагало повышение до 2 млрд руб., но и против 3 млрд протестовать не будет.

3 млрд – всего лишь возвращение к изначальным условиям, некоторые члены Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) просят 5 млрд руб., сообщил человек, близкий к союзу.

С начала кризиса обсуждалось много налоговых послаблений, но почти все их заволокитили и после тяжелого бюджетного процесса смягчение не совсем в тренде, признают чиновники, надо повышать собираемость налогов. Повышение порогов – типичный лоббизм, жалуется чиновник Минфина, хотя аргументы нестандартные: «После девальвации рубль стал вдвое дешевле, соответственно, порог слишком низкий».

«Инфляция привела к тому, что под драконовский контроль стало подпадать огромное количество сделок», – объясняет человек, близкий к РСПП: если и не малый бизнес, то те сделки, которые в нормальной стране так контролироваться не должны. Бизнес жалуется на огромную отчетность по трансфертному ценообразованию – «колоссальная бумажная работа», описывает партнер адвокатского бюро А2 Михаил Александров. Особенно поправки актуальны из-за введения моратория на формирование консолидированной группы налогоплательщиков до 2019 г. (КГН; участники КГН не отчитываются о ценах сделок).

Отчетность для малого бизнеса снижена, а для среднего и крупного по-прежнему высока, соглашается бизнес-омбудсмен Борис Титов: «Тонны бумаг – с этим надо что-то делать». Делаются верные шаги – онлайн-кабинеты для юридических лиц, например, – все это важно, но пока мелко, признает Титов.

Теперь удастся вывести из-под контроля львиную долю компаний, за редким исключением останутся крупнейшие экспортеры, ожидает Александров.

Партнер Deloitte Дмитрий Кулаков скептичен: с 2012 г., по мере роста пороговой суммы, количество поданных уведомлений выросло незначительно, нагрузку это хоть и снимет, но несильно.

Нужна полная отмена контроля за российскими сделками, призывает партнер юридической компании «Щекин и партнеры» Денис Щекин: «Смысл такого контроля изначально непонятен, все равно таким образом прибыль никто не оптимизирует». Все не так просто, спорит чиновник Минфина: межбюджетные условия, разные налоговые условия. Регионы могут снижать ставки по налогу на прибыль, тогда выгоднее выводить прибыль в регион с меньшей ставкой, но таких сделок немного, отчетность несопоставима, настаивает Щекин.

Повышение порога еще почти полностью девальвируется тем, что закон начали трактовать широко – именно это, а не инфляция расширило поле действия налоговиков, говорит юрист крупной компании. Налоговые органы начали контролировать рыночность цен в неконтролируемых сделках – по сути, распространять закон на все взаимозависимые сделки, объясняет Кулаков: «Любые пороги в такой ситуации – просто фикция».

Минфин и ФНС в разъяснительных письмах разрешили налоговикам применять такие методы. В регионах уже огромная практика таких проверок, это ставит под вопрос любые пороги, солидарна партнер EY Марина Белякова.

Правила существуют уже давно, а до сих пор нет ясности в подходах – это создает системные риски для компаний, указывает Белякова. РСПП надеется на еще одну уступку чиновников, говорит человек, близкий к РСПП, договорились решить этот вопрос отдельно.

Маргарита Папченкова, Vedomosti.ru