НовостиНовости РоссияИзменения положений НК РФ в части трансфертного ценообразования
24 января 2020, 16:33

Изменения положений НК РФ в части трансфертного ценообразования

На Федеральном портале проектов нормативных правовых актов появился законопроект, направленный на изменение положений НК РФ в части трансфертного ценообразования.

С 1 января 2021 г. предлагается внести следующие изменения:

Порядок заключения соглашения о ценообразовании

  1. При заключении соглашения о ценообразовании в отношении внешнеторговой сделки с налоговым резидентом иностранного государства, с которым заключено соглашение об избежании двойного налогообложения, предоставить возможность применения методов ценообразования такого иностранного государства, при условии сопоставимости результатов.
  2. ТЦО проверка не может быть проведена в отношении сделки, по которой налогоплательщик обратился в ФНС России с заявлением о заключении соглашения о ценообразовании, в случае, если ФНС России не принято ни одно из решений: решение о заключении соглашения о ценообразовании, мотивированное решение об отказе от заключения такого соглашения.

В случае, если принято мотивированное решение об отказе от заключения такого соглашения, решение о проведении проверки в отношении данной контролируемой сделки может быть вынесено не позднее двух лет со дня принятия такого решения. В рамках такой проверки могут быть проверены контролируемые сделки в период, не превышающий пяти календарных лет.

  1. Изменен перечень документов, которые прилагаются к заявлению о заключении соглашения о ценообразовании (в частности, исключены из перечня копия свидетельства о государственной регистрации налогоплательщика, а также копия свидетельства о постановке на учет налогоплательщика в налоговом органе по месту его нахождения на территории Российской Федерации).

Документы, которые прилагаются к заявлению о заключении соглашения о ценообразовании должны быть представлены в течение 10 дней с даты получения запроса ФНС России.

  1. Вводится обязанность налогоплательщика в шестимесячный срок сообщить о факте подачи иностранным контрагентом заявления в иностранный налоговый орган о заключении аналогичного соглашения (если ранее иностранный контрагент не подавал аналогичное заявление).
  2. ФНС России будет рассматривать заявление и другие документы, предоставленные  совместно с заявлением о заключении соглашения о ценообразовании в срок не более шести месяцев со дня получения заявления.

Заявление и другие документы, представленные налогоплательщиком для целей заключения соглашения о ценообразовании в отношении внешнеторговой сделки с иностранным контрагентом, рассматриваются в срок не более 24 месяцев со дня получения заявления. В случае подачи заявления в иностранный налоговый орган о заключении аналогичного соглашения (если ранее иностранный контрагент не подавал аналогичное заявление), срок рассмотрения заявления будет отсчитываться с даты предоставления такой информации.

Срок рассмотрения заявления и документов, представленных налогоплательщиком в целях заключения соглашения о ценообразовании в отношении внешнеторговой сделки с иностранным контрагентом, приостанавливается на период представления налоговым органом иностранного государства документов и (или) информации в соответствии с запросом, направленным ФНС России, в рамках проведения взаимосогласительной процедуры.

Срок рассмотрения заявления о заключении соглашения может быть продлен до 9 месяцев, а с участием иностранного налогового органа – до 27 месяцев.  

  1. В случае принятия решение о необходимости доработки проекта соглашения, доработанный проект и документы представляются налогоплательщиком в срок не позднее 30 дней с даты получения такого решения.
  2.  Будет дополнен перечень оснований для принятия решения об отказе от заключения соглашения о ценообразовании. В частности, будут добавлены следующие основания:
  • недостижение взаимного соглашения с иностранным налоговым органом в целях заключения соглашения о ценообразовании;
  • непредставление сведений в порядке и сроки, установленные НК РФ;
  • несогласие налогоплательщика с решением о необходимости доработки проекта соглашения о ценообразовании (в том числе в форме непредставления доработанного проекта соглашения о ценообразовании в установленный срок);
  • несогласие налогоплательщика с решением о заключении соглашения о ценообразовании, которое выразилось в отказе налогоплательщика от подписания соглашения (в том числе в форме неявки налогоплательщика (его представителя) для подписания соглашения в ФНС России.
  1. Налогоплательщику будет предоставлена возможность (в случае принятия решения об отказе от заключения соглашения о ценообразовании по вышеуказанным основаниям) в течение трех месяцев со дня получения указанного решения повторно представить ФНС России проект соглашения в отношении внешнеторговой сделки с иностранным контрагентом, с которым заключено соглашение об избежании двойного налогообложения, без участия иностранного налогового органа.
  2. Соглашение о ценообразовании может быть изменено по соглашению сторон.

В случае, если инициатором является ФНС России, налогоплательщик должен представить проект измененного соглашения и документы в срок не позднее 30 дней с даты получения мотивированного предложения ФНС России об изменении соглашения. При представлении проекта измененного соглашения и документов в установленный срок, государственная пошлина не взимается.

  1. Будут определены основаниями для досрочного прекращения действия соглашения о ценообразовании по решению руководителя (заместителя руководителя) ФНС России:
  • нарушение налогоплательщиком соглашения в течение срока его действия, повлекшее за собой неполную уплату налогов или увеличение суммы убытка;
  • отказ налогоплательщика от изменения соглашения, инициатором которого является ФНС России (в том числе в форме непредставления налогоплательщиком проекта измененного соглашения и документов), в случае, если такой отказ может повлечь или повлек за собой несоблюдение положений пункта 1 статьи 105.3 НК РФ.

Соглашение о ценообразовании также может быть расторгнуто досрочно по соглашению сторон или по решению суда.

Признание сделок контролируемыми

  1. Сделки в области внешней торговли товарами, которые входят в состав одной или нескольких товарных групп (нефть и товары, выработанные из нефти, черные металлы, цветные металлы, минеральные удобрения, драгоценные металлы и драгоценные камни) будут признаваться контролируемыми. Таким образом, сделки будут являться контролируемыми, даже если предмет сделки не является товаром мировой биржевой торговли.
  2. Пункт 7, ст. 105.14 НК РФ утратит силу – «Сделки в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли; сделки с офшорами признаются контролируемыми, если сумма доходов по таким сделкам, совершенным с одним лицом за соответствующий календарный год, превышает 60 миллионов рублей».
  3. Будет уточнен порядок исчисления суммы доходов. Так, в случае, если лицо, получающее доход по сделкам, не исчисляет налог на прибыль организаций в соответствии с главой 25 НК РФ, будет использоваться расчетная величина суммы доходов по таким сделкам, определяемая с учетом порядка, установленного главой 25 НК РФ, с применением метода начисления.

В случае, совершения сделок между взаимозависимыми лицами или приравненных к ним сделок с участием комиссионера (агента), действующего от своего имени, но по поручению комитента (принципала), для целей исчисления суммы доходов, такие сделки будут приравниваться к сделкам, совершенным непосредственно между комитентом (принципалом) и третьим лицом, не принимая во внимание наличие комиссионера (агента).

Проведение налоговых проверок

  1. Будет предоставлена возможность территориальным налоговым органам самостоятельно извещать ФНС России и направлять полученные сведения о выявленных контролируемых сделках, вне рамок проведения налоговых проверок или налогового мониторинга.

Теперь ТЦО проверка будет проводиться на основании уведомления о контролируемых сделках или извещения территориального налогового органа, полученного, в том числе, вне рамок проведения выездной или камеральной налоговой проверки, налогового мониторинга.

Источник:  https://regulation.gov.ru/projects#npa=98828