НовостиНовости РоссияАлександра Кадет ответила на актуальные вопросы по трансфертному ценообразованию
25 января 2021, 16:05

Александра Кадет ответила на актуальные вопросы по трансфертному ценообразованию

20 января состоялась налоговая конференция комитета по налогам и финансовой отчетности Российско-Германской внешнеторговой палаты. В мероприятии приняла участие начальник Управления трансфертного ценообразования центрального аппарата ФНС России – Кадет Александра Валерьевна. Александра ответила на наиболее актуальные вопросы налогоплательщиков в части трансфертного ценообразования.

  1. Что относится к акционерной деятельности, а что необходимо относить к внутригрупповым услугам?

Главным «критерием» для определения акционерной деятельности является назначение действий, которые осуществляет акционер.

У налоговых органов не будут возникать вопросы в отношении внутригрупповых услуг, в случае если налоговым органам и налогоплательщикам удастся:

  • идентифицировать взаимосвязь действий и полученных результатов для российской компании;
  • продемонстрировать, что деятельность была направлена на улучшение бизнеса российской компании.

Существует деятельность, которая дает компаниям группы (включая российские компании) «побочную выгоду». При этом невозможно определить для чего была выполнена та или иная деятельность и какой был получен бизнес эффект. В таком случае, налоговые орган, ссылаясь на Руководство ОЭСР, делают вывод о невозможности определения услуги и определяют такие действия как акционерную деятельность.  

  1. Какой критерий может использовать российский налогоплательщик для определения того, что средства, потраченные на глобальную политику/стандарт, могут быть приняты к вычету по налогу на прибыль?

В компаниях группы внедрение глобальных политик происходит по-разному:

  • В случае, когда политика «спускается сверху», без возможности дать обратную связь и без оценки эффекта, к которому приведет внедрение политики для российской компании – расходы, понесенные на такую глобальную политику, не принимаются к вычету.
  • В случае, если российские компании могут оценить эффект от внедрения глобальной политики и продемонстрировать взаимосвязь между политикой и результатами – понесенные расходы могут быть включены к вычету при расчете налоговой базы по налогу на прибыль.

Это два пограничных результата, на которые ориентируются налоговые органы при проведении проверки.

  1. Каким образом налогоплательщик может подтвердить формирование затрат, применяя положения письме ФНС России от 06.08.2020 № ШЮ-4-13/12599@?

Какие должны быть документы, подтверждающие расходы и в каком виде их необходимо предоставлять в ФНС России?

В случае, если у налогоплательщика нет документов, может ли он сослаться на данный факт и, соответственно, налоговым органам необходимо будет запрашивать документы у иностранного налогового органа?

  1. ФНС России старались специально не писать большие перечни документов. Задача была продемонстрировать, что налоговые органы гибкие в отношении вариативности видов предоставляемых документов.

В зависимости от того, какие услуги рассматриваются, какие расходы были понесены – можно предоставить те документы, которые есть в наличии, а также пояснения.

  1. Пояснение своей налоговой позиции и предоставление подтверждающих документов – это обязанность налогоплательщика.

Налоговый орган (если у него есть для этого весомые основания) может воспользоваться инструментом, связанным с обменом информации с компетентными органами иностранных государств. Однако, есть четкие критерии и сроки для запроса информации.

ФНС России не поддерживает позицию, относительно того, что налогоплательщик не должен предоставлять документы, потому, что налоговый орган обязан запросить их у компетентного органа иностранного государства.

Налоговый орган по совокупности информации, документов и сведений, которые будут у него в распоряжении, примет решение о необходимость запроса документов.

При этом налогоплательщик не вправе ссылаться на факт, что налоговый орган не запросил недостающие документы в ходе поведения проверки.

  1. ОЭСР выпустили рекомендации по применению специальных корректировок для кризисного периода.

Какое отношение к данным рекомендациям у ФНС России, будет ли выпущен аналогичный документ, с учетом российской специфики?

Чем налогоплательщикам необходимо руководствоваться для обоснования цен в сделках, совершенных в 2020 г.?

ФНС России неоднократно высказывалась, что текущее законодательство позволяет полностью учесть экономическую и бизнес ситуацию конкретного налогоплательщика, с учетом последствий 2020 г.

Смысл внедрения новых механизмов в законодательство не понятен, потому такие формальные изменения не дадут дополнительной определенности.

  1. НК РФ предусматривает четкие правила проведения экономического анализа, например:
  • для 2020 г. необходимо анализировать данные 2017-2019 гг.
  • нельзя включать убыточные компании.

Заключение комитета по бюджету и налогам ссылается на то, что необходимо на уровне НК РФ урегулировать временные правила. Как к этому относится ФНС России?

Внесением изменений в НК РФ занимается Минфин, следовательно, такие вопросы необходимо адресовать его представителям.

В свою очередь представители ФНС России настроили риск-маркеры с учётом ситуации, сложившейся в 2020 г. Таким образом, налогоплательщики не будут оцениваться по идентичной модели, которая применялась в 2019 г.

Также будут учитываться финансовые результаты, полученные в 2020 г. и аргументы относительно того, какие события произошли в группе в целом, у конкретного налогоплательщика или контрагента.

При принятии решения о необходимости внесения изменений в законодательство, налоговые органы учитывают следующее:

  • наличие гибкого инструмента (риск-маркеры);
  • возможность каждого налогоплательщик учесть факторы, повлиявшие на финансовый результат в 2020 году;
  • отсутствие уверенности в том, как новые корректировки повлияют на конечный результат оценки рыночности цен.

С учетом вышеуказанного на текущий момент нет потребности в том, чтобы на уровне НК РФ урегулировать временные правила.

  1. Будет ли улучшаться процедура заключения соглашений о ценообразовании?

На текущий момент разрабатывается новый механизм The International Compliance Assurance Programme (далее – «ICAP») – какое мнение ФНС об этой программе? Будет ли он эффективен для определенной группы налогоплательщиков?

  1. На данный момент проделана большая работа в части совершенствования механизма соглашения о ценообразовании (далее – «СОЦ»), а также ведется активная работа по двухсторонним СОЦ.

Для ФНС России механизм СОЦ является приоритетной формой взаимодействия с налогоплательщиками, поэтому налоговые органы стремятся перейти от проверок по ТЦО к заключению СОЦ. Данный механизм позволит дать налогоплательщикам налоговую определенность.

Александра также прокомментировала, что существует проблема, когда налогоплательщики приходят на встречу-обсуждение СОЦ неподготовленными. Она призывает налогоплательщиков серьезно готовиться к данному диалогу – не просто рассказывать о группе компаний, но и провести анализ по конкретным сделкам, в отношении которых планируется заключение СОЦ (провести анализ параметров сделки, функциональный анализ).

  1. На текущий момент Россия поучаствовала во втором «раунде» - ICAP 2.0.  В феврале должны опубликовать ICAP 3.0. с более широким списком юрисдикций и расширением ответственности.

ICAP является мягким инструментом, по результатам действий которого налогоплательщик получает карту рисков (с указанием «ситуаций», где две налоговые администрации будут иметь претензию на одну налоговую базу). Получив карту рисков, налогоплательщик сможет адресно сфокусироваться на ограниченном количестве «конфликтных ситуаций».

По мнению Александры, инструмент является эффективным и будет развиваться дальше.