НовостиНовости РоссияКруглый стол «Трансфертное ценообразование» в налоговом совете ТПП РФ
31 октября 2023, 16:34

Круглый стол «Трансфертное ценообразование» в налоговом совете ТПП РФ

24 октября 2023 года прошло заседания круглого стола «Трансфертное ценообразование» в рамках XIX Всероссийского налогового форума ТПП РФ.

В рамках заседания начальник управления международного налогообложения Кадет Александра Валерьевна затронула различные аспекты в области трансфертного ценообразования и контроля за сделками налогоплательщиков.

  1. В отношении Pillar 1 было отмечено, что максимум работы проделан и мировое сообщество в большей степени готово к реализации правил, основной целью которых является перераспределение части налоговой базы очень крупных и очень прибыльных групп компаний в страны, где группы получают доходы. Однако данный механизм сработает только в случае подписания Pillar 1 Соединенными Штатами Америки. Кроме того, на данный момент Российская Федерации (РФ) отключена от дискуссий по Pillar 1 и Pillar 2, поэтому российские налоговые органы не рассчитывают на существенные изменения в том случае, если правила будут приняты. Налоговые органы полагают, что даже после внедрения правил ОЭСР в РФ, нет гарантии, что они будут подтверждены со стороны Европейского Союза.
  2. Лемейтюнен Иларион, партнер КПМГ, затронул вопрос расширения списка оффшоров с 01.07.2023 года, а соответственно и роста количества контролируемых сделок. Кадет А.В. отметила, что оборот с резидентами из недружественных стран следует исчислять с 01.07.2023 года, что в свою очередь приведет к несущественному росту количества контролируемых сделок в 2023 году (прогноз ФНС – не более 7%). При этом, если страны включены в список недружественных, то правила трансфертного ценообразования должны применяться равнозначно с другими оффшорами. Несмотря на данное нововведение в законодательство, ФНС не предвидит существенного изменения риск-маркеров, которые переведут большую часть новых контролируемых сделок в класс высокорисковых.
  3. Так же в рамках круглого стола поднимался вопрос сложности обоснования и подготовки бэнчмарков по сделкам, которые признаются контролируемыми благодаря расширению перечня Минпромторга с 2022 года (письмо ФНС от 25 мая 2022 г. N ШЮ-4-13/6384@). Представитель ФНС комментирует, что налогоплательщик по-прежнему может анализировать сделки с независимыми лицами, при этом требуется также указание причин изменения логистических цепочек поставок, влияния санкционных ограничений, применение корректировки на объем поставок и пр. Таким образом, если налогоплательщик подготовил обоснование изменений в цепочках поставок, в том числе предоставил подтверждающие документы (переписки и обсуждения цен с контрагентами, политику по ТЦО и пр.), то такой подход ФНС считает прозрачным. Однако, если цена в сделке не находит обоснования, то запускаются риск-маркеры и процедура анализа сделки. 
  4. Следующий вопрос, волнующий бизнес, касался законопроекта о том, что к проверкам по ТЦО будут привлечены территориальные налоговые органы. Александра Кадет прокомментировала, что инициатива по назначению проверки по-прежнему будет исходить от центрального аппарата, контроль остается в его ведомстве. А территориальный налоговый орган может быть привлечен к проведению проверки по ТЦО дополнительно.
  5. В рамках круглого стола обсудили еще одну правку, планируемую внести в НК РФ. В случае отклонения цен/рентабельности в контролируемой сделке предполагается осуществлять корректировку цен, исходя из медианного значения рыночного интервала. В соответствии с действующим законодательством для целей корректировки используется верхняя или нижняя граница рыночного интервала. ФНС считает, что правка рассчитана на недобросовестных налогоплательщиков, устанавливающих цену на нижней границе рыночного интервала и манипулирующих компаниями в выборке. Кроме того, сохраняется такой инструмент как соглашение о ценообразовании (СОЦ), в котором налогоплательщик может согласовать подход к обоснованию сделки с ФНС.
  6. Грундел Лариса, Директор научно-образовательного Центра налоговой политики и налогового администрирования Финансового университета при Правительстве РФ, в своем докладе отметила 2 инструмента соблюдения правил ТЦО: документация по ТЦО и СОЦ. Однако, в отношении документации по ТЦО самой основной проблематикой является выбор и обоснование метода трансфертного ценообразования и риски оспаривания его со стороны ФНС. А в отношении СОЦ, минусами являются: существенное раскрытие информации о внутригрупповых внешнеторговых сделках, ресурсозатратность и сложность в вопросах договоренностей с ФНС о ценообразовании. Кроме того, А. Кадет отметила, что заключение СОЦ снимает налоговые риски по одной контролируемой сделке, в отношении которой оно заключается. СОЦ не имеет цели обосновать и подтвердить все сделки налогоплательщика.
  7. Еще одним актуальным вопросом от бизнеса было применение на практике DEMPE анализа в сделках с НМА. Представитель ФНС прокомментировал, что такой анализ проводится и в рамках проверок по ТЦО и в рамках заключения СОЦ. Глубина и объем проверки зависит от конкретного НМА, так как каждый случай уникален, поэтому проверки проводятся детально и без допущений.

Таким образом, в рамках сессии все актуальные вопросы по ТЦО были рассмотрены с практической точки зрения и доклады представляли большой интерес для бизнеса. В ближайшее время ожидаем решения по законопроекту Минфина ОННП 2.0 в области поправок по ТЦО.

Сложившуюся ситуацию в области ТЦО комментирует Артем Перегудов, Директор по развитию бизнеса, АО Интерфакс: очевидно, что предполагаемые нововведения в НК РФ, направлены на борьбу с размыванием налоговой базы и выводом прибыли из РФ. С учетом расширения списка оффшоров и увеличения перечня контролируемых сделок, а также отмены моратория на штрафы по ТЦО в 2024 году, риски и суммы доначислений по внутригрупповым операциям уже существенно возрастают. А планируемые нововведения только ужесточат контроль за сделками между взаимозависимыми лицами. Налогоплательщикам в такой ситуации рекомендуется еще раз внимательно провести анализ своих контролируемых сделок и применяемых политик по ТЦО, более тщательно подойти к вопросу подготовки документации по ТЦО.