Интерфакс
НовостиНовости ТЦОД.В. Вольвач: «Мы создаем в России современную и конкурентоспособную систему налогового контроля за трансфертным ценообразованием»
11 августа 2012

Д.В. Вольвач: «Мы создаем в России современную и конкурентоспособную систему налогового контроля за трансфертным ценообразованием»

www.nalog.ru –Год назад в структуре Федеральной налоговой службы появилось новое управление – Управление трансфертного ценообразования и международного сотрудничества. Его основные функции: налоговое администрирование и контроль трансфертного ценообразования и развитие международного сотрудничества ФНС России с налоговыми администрациями мира. Начальник Управления, государственный советник Российской Федерации 1 класса Дмитрий Валерьевич Вольвач рассказал о том, какие задачи удалось решить Управлению за этот год, какая работа предстоит в ближайшее время и какие нововведения ждут налогоплательщиков.

1 января 2012 года вступил в силу новый раздел Налогового кодекса РФ «Взаимозависимые лица. Общие положения о ценах и налогообложении. Налоговый контроль в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами. Соглашение о ценообразовании». Его основные принципы базируются на рекомендациях Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).

Вступившие с 1 января 2012 года изменения установили новые правила налогового контроля цен в сделках между взаимозависимыми лицами, в частности:

  • критерии взаимозависимости и понятие «контролируемая сделка»;
  • перечень сделок, приравниваемых к сделкам между взаимозависимыми лицами;
  • методы определения цен сделок для целей налогообложения;
  • особенности информирования налоговых органов о совершенных контролируемых сделках;
  • особенности налогового контроля в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами;
  • порядок заключения соглашений о ценообразовании для целей налогообложения.

В целях налогового контроля цен предусмотрен новый вид проверки – проверка полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами. Одновременно установлено, что контроль соответствия цен в контролируемых сделках рыночному уровню не может осуществляться в рамках камеральных и выездных налоговых проверок.

Одним из первоочередных вопросов, на котором Управление сфокусировало свое внимание, является вопрос заключения соглашений о ценообразовании для целей налогообложения.

Как пояснил Д.В. Вольвач, для заключения такого соглашения, крупнейшие налогоплательщики вправе обратиться в ФНС России с проектом соглашения, в котором предлагают согласовать порядок определения цен и применения методов ценообразования по основным контролируемым сделкам, чтобы на определенный период (от года до трех лет) закрепить подходы к ценообразованию по таким сделкам и не подвергаться дополнительному контролю со стороны ФНС России. По сути, в процессе рассмотрения представленных документов ФНС России должна провести предварительную проверку соответствия законодательству устанавливаемых соглашением условий ценообразования для целей налогообложения.

После обсуждения с бизнес-сообществом и с учетом международной практики ФНС России разработала рекомендации по процедуре рассмотрения, заключения, проверки исполнения и прекращения соглашения о ценообразовании. Так, ФНС России предложила проводить предварительное обсуждение основных положений проекта соглашения до подачи налогоплательщиком официального заявления.

«И этот шаг был верным, поскольку он позволяет в режиме профессионального диалога помочь налогоплательщику не допустить или исправить нарушения или неверное понимание новых правил налогообложения», – подчеркнул Д.В. Вольвач.

«Принимая во внимание большое количество вопросов, мы подготовили соответствующие разъяснения, которые разместили на официальном сайте ФНС России в разделе «Трансфертное ценообразование». Мы постарались учесть все вопросы, которые задавали налогоплательщики, – продолжил Д.В. Вольвач, – Как результат к началу лета в ФНС России уже представлено более полусотни проектов соглашений, с которыми проводится активная работа».

Д.В. Вольвач также обратил внимание, что уже по итогам 2012 года налогоплательщики впервые должны будут представить уведомления о контролируемых сделках в налоговые органы по месту учета до 20 мая 2013 года.

Подготовка и утверждение формы уведомления также стало одной из важнейших задач Управления. В феврале 2012 года на официальном сайте ФНС России появился проект формы уведомления, который вызвал широкое обсуждение в профессиональном сообществе.

«Участвовали не только специалисты налоговых органов и Минфина России, но и представители бизнес-сообщества. Обсуждение длилось несколько месяцев, но было весьма конструктивным. В итоге, был внесен ряд корректив в изначальный проект», – отметил Д.В. Вольвач.

В настоящее время приказ ФНС России об утверждении формы уведомления о контролируемых сделках, порядка ее заполнения, а также формата представления уведомления о контролируемых сделках в электронном виде уже согласован с Минфином России, утвержден приказом ФНС России и находится на регистрации в Минюсте России.

Таким образом, до 20 мая 2013 года, когда необходимо подать эти уведомления, у налогоплательщиков будет достаточно времени, чтобы подготовиться и вовремя подать сведения о контролируемых сделках за 2012 год.

Важно отметить, что одновременно ФНС России проводит работу с поставщиками программных решений для автоматизированного ведения бухгалтерского учета с целью обеспечить налогоплательщикам возможность автоматически собирать сведения о контролируемых сделках для формирования уведомления и направления его в налоговый орган в электронном виде по установленному формату.

«Для налоговых органов это означает удобство приема, обработки и анализа таких уведомлений и внесение корректных данных в информационные ресурсы. Но главное – формирование и передача электронной формы уведомления позволит сэкономить время и минимизировать трудозатраты бухгалтерских подразделений предприятий. Как видите, в «плюсе» обе стороны», - подчеркнул Д.В. Вольвач.

Не менее значимым направлением для Управления является работа в информационном пространстве, что в современном мире является важнейшим способом конструктивного решения вопросов в отношениях органов государственной власти и бизнеса.

На официальном сайте ФНС России в рубрике «Трансфертное ценообразование» постоянно обновляется раздел, где помимо прошедших мероприятий и принятых документов размещается информация о разъяснениях налогового законодательства, которые дает Минфин России, в части вопросов контроля за трансфертным ценообразованием.

Д.В. Вольвач также сделал акцент на постоянной совместной работе с бизнес-сообществом. «Конференции и семинары, на которых специалисты ФНС России, с одной стороны, раскрывают видение Службы на вопросы правоприменения новых правил, с другой стороны, узнают о потенциальных и реальных проблемах налогоплательщиков, особенно крупнейших налогоплательщиков, которых, в первую очередь, и коснулись принятые изменения, уже стали практически новой формой диалога и обмена мнениями», – отметил Д.В. Вольвач.

В том числе, благодаря этой работе Раздел V.1 НК РФ еще будет дорабатываться. «Все поправки направлены на защиту прав и законных интересов налогоплательщиков. Любая двусмысленность, любая неясность законодательной нормы опасны тем, что различные толкования неизбежно приводят к конфликту», – подчеркнул Д.В. Вольвач.

Говоря о новых правилах налогового контроля цен, Д.В. Вольвач не мог не затронуть второе направление работы своего Управления – это международное сотрудничество.

По данным Европейской организации налоговых администраций (Intra-European Organization of Tax Administrations – IOTA), более 60 государств имеют законодательство, регулирующее вопросы трансфертного ценообразования.

К тому же, по словам Д.В. Вольвача, в международной практике объединение функций налогового контроля цен и международного сотрудничества в одном подразделении оправдано. Дело в том, что ряд направлений работы связаны с взаимодействием с другими странами не только в части исследования и изучения международного опыта, но и в части проведения взаимосогласительных процедур с налоговыми администрациями других государств.

За прошедший период Управление провело несколько семинаров, посвященных вопросам трансфертного ценообразования, где лучшие специалисты ОЭСР, зарубежных налоговых администраций и судебных органов делились своим опытом с российскими коллегами. Кроме того, Управлением была проведена специальная сессия по правовым аспектам трансфертного ценообразования в рамках работы II Международного юридического форума в Санкт-Петербурге.

В 2010 и 2011 году ФНС России успешно провела уже ставшую традиционной Международную научно-практическую конференцию «Налогообложение – современный взгляд». Опираясь на позитивные отзывы участников, можно с уверенностью отметить важность и значимость этих мероприятий для развития открытого диалога между представителями бизнеса и налоговыми органами.

Д.В. Вольвач: «На Конференции в 2011 году, в преддверии вступления в силу в России новых правил налогового контроля цен, мы отдельное внимание уделили вопросам трансфертного ценообразования. Были приглашены ведущие специалисты из налоговых служб Великобритании и Соединенных Штатов Америки, которые выступали с докладами по вопросам практики и теории трансфертного ценообразования».

«Мы понимаем, – продолжил Д.В. Вольвач, - что у нас есть определенное преимущество перед другими странами. Мы строим нашу систему уже с учетом международной практики. Мы знаем, что нам нужно для эффективной работы, для создания в России современной и конкурентоспособной системы налогового контроля за трансфертным ценообразованием. С другой стороны – создание такой системы в России должно произойти в достаточно сжатые сроки».