Интерфакс
НовостиНовости ТЦОЗа два десятилетия из России через оффшоры утекло более $800 млрд - глава профильного комитета Совета Федерации
16 декабря 2013

За два десятилетия из России через оффшоры утекло более $800 млрд - глава профильного комитета Совета Федерации

ИНТЕРФАКС - За 20 лет из России в оффшоры было выведено более $800 млрд, при этом только на одном Кипре зарегистрировано более 170 тыс. российских компаний, сообщил на заседании комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам его председатель Сергей Рябухин.

"На сегодняшний день большая часть крупных и мелких отечественных предприятий используют именно оффшоры, через которые выводятся миллиарды долларов ежегодно. В общей сложности за 20 лет выведено в оффшоры было свыше 800 млрд долларов, а на Кипре на сегодняшний день зарегистрировано более 170 тыс. российских компаний", - отметил С.Рябухин.

Как отметил сенатор, практика использования оффшорных компаний крайне разнообразна, при этом насчитывается несколько десятков схем налоговой, инвестиционной и корпоративной оптимизации.

"Оффшоры используются для манипуляций с ценами при трансфертных операциях, создания холдинговых структур, вывода из-под налогообложения прибыли, инвестирования и кредитования, в том числе для самоинвестирования и самокредитования учреждения трастов и передачи им имущества, проведению лизинговых операций и выплаты лицензионных платежей, и тому подобное", - пояснил С.Рябухин.

В ходе заседания говорилось о том, что в 2010 году объем внешнеторговых операций, которые проводились через оффшорные зоны, составил более $242 млрд, в 2011 г. - более $305 млрд, а в 2012 г. - свыше $321 млрд.

При этом, как отмечали сенаторы, доля экспортно-импортных операций с использованием оффшоров в стоимостном выражении в общем объеме внешнеторгового оборона России составила в 2010 году более 41%, а в 2012 г. - более 42%. В пятерку лидеров по осуществлению внешнеторговых операций через оффшорные зоны российскими компаниями входят Швейцария, Гонконг, Ирландия, Кипр, британские Виргинские острова.

Одной из проблем, о которой говорилось в ходе заседания, является отсутствие единого юридически закрепленного определения оффшорной зоны, а также определения перечня стран, относящихся к таким зонам. При этом отмечалось, что существует два таких перечня, составленные Минфином и Банком России, между которыми имеются существенные отличия, что говорит о необходимости выработки однозначных критериев отнесения той или иной страны к оффшорной зоне.

При этом участники заседания отмечали, что экспорт нефти является самой доходной частью российского бюджета, но при этом добываемая нефть зачастую реализуется нефтяными компаниями своим дочерним предприятиям по заниженной внутрикорпоративной цене, после чего эти дочерние предприятия продают нефть через оффшоры, но уже по мировым ценам. Таким образом, прибыль оседает в оффшорных зонах, что причиняет ущерб государственным интересам. Аналогичная схема уклонения от уплаты налогов применяется и в других бюджетообразующих отраслях экономики, таких как металлургический комплекс, лесная отрасль, а также в топливно-энергетическом комплексе.

Наиболее распространенной является схема, когда внешнеторговые контракты с оффшорными компаниями носят формальный характер: при импорте товары поступают в Россию не из оффшорных территорий, а из стран происхождения товаров, аналогично при экспортных операциях поступают из России в страны-получатели, а не на территории оффшорных зон.

В этой связи участники заседания высказались за совершенствование статей Уголовного кодекса, предусматривающих ответственность за невозвращение в крупном размере из-за границы средств в иностранной валюте, определить в законодательстве такое понятие, как "оффшорная зона" и критерии отнесения государств к оффшорным зонам, а также внести изменения в законодательство о налогах и сборах, установив механизм налогообложения в РФ доходов, контролируемых иностранными компаниями.