До 20 мая компании должны уведомить налоговиков о заключенных трансфертных сделках и обосновать рыночность используемых ими в этом случае цен. В первый раз они должны будут дать такие отчеты за 2012 год.
Холдинговые компании, их "дочки" и "родственники" на протяжении года учились держать в рыночных рамках цены по крупным сделкам, которые они заключают друг с другом. Теперь приближается время экзамена: весной группы компаний впервые должны будут отчитаться перед налоговиками о своих "внутренних" сделках. Контролируя соответствие внутригрупповых цен сделок рыночному уровню, государство хочет пресечь распространенную доселе практику "оптимизации" налогов, когда с помощью такого "междусобойчика" прибыль от деятельности в России уводилась куда-нибудь в офшор. Для компаний же новые правила означают суровую необходимость вести очень непростую аналитическую работу по обоснованию своих внутригрупповых цен.
Торговля внутри взаимозависимых компаний и операции с офшорами - это самый популярный способ для уменьшения налогов у бизнеса. Поэтому государство намерено следить за тем, чтобы в таких сделках соблюдался принцип рыночности, компании не пытались таким образом уходить от налогов. Аналогичные механизмы контроля уже используются во всех развитых странах мира.
Налогоплательщики, чтобы доказать обоснованность цен, могут применять один из пяти предусмотренных законом методов. Например, просто сравнить цены с биржевыми. Это подходит, однако, для очень небольшой группы товаров (например, никеля, алюминия, нефти). В большинстве же случаев таких простых ориентиров у компаний нет, и им приходится пускаться в сложную аналитику. Чаще всего используется метод измерения прибыльности сделки. В этом случае компания должна доказать, что ее выгода от продажи, например, окон соответствовала среднерыночной.
Как происходит расчет, видно на примере системы "СПАРК-Интерфакс", которую используют многие крупные налогоплательщики. С помощью специального сервиса "Трансфертное ценообразование" сначала компания пошагово отбирает другие компании, с которыми она может себя сравнить по рентабельности. "Например, строительный холдинг захотел проанализировать рыночность сделки со своей "дочкой". В результате описанных шагов он получает выборку из 2 тысяч похожих компаний строительной отрасли и выясняет на основании балансовых показателей, что рентабельность их деятельности - от 2 до 13%. Этот показатель сравнивается с рентабельностью сделки со своей "дочкой", и ситуация с рыночностью становится понятной", - рассказал заместитель генерального директора "Интерфакса" Сергей Яковлев. Таким образом механизм позволяет компании перепроверить ценовую политику и понять, в каком ценовом диапазоне она должна работать внутри группы.
Метод сопоставимой рентабельности, считает начальник управления трансфертного ценообразования и международного сотрудничества ФНС Дмитрий Вольвач, достаточно универсальный, он основан на доступных аналитических продуктах, которые используют официальную бухгалтерскую отчетность российских и иностранных компаний. Метод строится сразу на нескольких показателях рентабельности (продаж, затрат, активов...) и может применяться для анализа прибыльности производителей, дистрибьютеров, а также компаний, оказывающих услуги.
Контролю в этом году подлежат сделки от 3 млрд рублей, позднее придет черед миллиардных. Все большему числу компаний придется осваивать трансфертную арифметику. Нарушителей же ждут немалые штрафы: в 2014 году их размер составит 20% от недоплаченных налогов, в 2017 году штраф возрастет до 40%. По словам представителя ФНС, пока сложно оценить количество налогоплательщиков, которые в итоге подпадут под требования трансфертного ценообразования. Масштаб станет понятен после того, как компании отчитаются о сделках, а также будет проанализирована информация территориальных налоговых органов о тех сделках, по которым компании не представили сведения.