Верховный Суд Российской Федерации фактически допустил возможность проверки налоговыми инспекциями соответствия цен в сделках между взаимозависимыми лицами рыночному уровню. Это следует из определения, вынесенного 22 июля 2016 г. по делу № А40-63374/2015 (иск ООО «Деловой центр Минаевский» к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 49 по г. Москве).
ООО «Деловой центр Минаевский» обратилось в суд с просьбой признать недействительным решение инспекции о начислении недоимки по налогу на прибыль и НДС в общей сумме 284,47 млн рублей, а также пени в размере 65,49 млн рублей и штрафа в размере 104,47 млн рублей.
Суть претензий налоговой инспекции к налогоплательщику сводилась к тому, что стоимость реализованных им в 2011-2012 гг. объектов недвижимости (трех зданий) оказалась ниже рыночного уровня в 30, 116 и 230 раз соответственно. Здания были проданы дочерним компаниям, учредителями которых являлись те же физические лица, что и самого ООО «Деловой центр Минаевский».
Для определения уровня рыночной цены налоговиками был привлечен независимый оценщик.
Суд первой инстанции и апелляционный суд поддержали ИФНС, кассационная инстанция направила дело на новой рассмотрение, а точку в споре поставил Верховный Суд, принявший сторону налоговой инспекции.
Важным фрагментом в определении, вынесенном Верховным Судом, является утверждение, что несмотря на то обстоятельство, что налоговые инспекции в рамках камеральных и выездных проверок не наделены компетенцией по непосредственному определению в целях налогообложения доходов (прибыли, выручки) взаимозависимых лиц, являющихся сторонами сделки, в связи с отклонением примененной ими цены от рыночного уровня, а налоговый контроль за трансфертным ценообразованием в контролируемых сделках осуществляется лишь центральным аппаратом ФНС, однако «существенность и выраженность отклонения примененной налогоплательщиком цены от рыночного уровня в совокупности с иными обстоятельствами совершения спорных операций, может иметь юридическое значение, если при проведении камеральной или выездной налоговой проверки установлены признаки получения необоснованной налоговой выгоды».
При этом ИФНС предоставляется право определять недоимку расчетным путем, в том числе, с использованием методов, установленных главой 14.3 НК РФ.