Официальный сайт ФНС РФ - В Москве 28 февраля состоялась конференция «Деофшоризация российской экономики. Тренд 2014 г.». В конференции принял участие начальник Управления трансфертного ценообразования и международного сотрудничества ФНС России Д.В. Вольвач.
Он обратил внимание участников конференции на основные направления деятельности Федеральной налоговой службы по противодействию использованию схем уклонения от уплаты налогов с использованием низконалоговых юрисдикций.
Во-первых, администрирование трансфертного ценообразования, отметил Д.В.Вольвач. По итогам отчетной кампании 2013 года в ФНС России поступило более 4600 уведомлений о контролируемых сделках. Особое внимание Федеральная налоговая служба уделяет анализу сделок, совершенных с резидентами офшорных государств и территорий, включенных в перечень Минфина России в соответствии с пп. 1 п. 3 ст. 284 НК РФ, других низконалоговых юрисдикций, не входящих в указанный перечень.
ФНС России запрашивает у налогоплательщиков документы и информацию о совершенных контролируемых сделках. До 30 июня 2014 года на основании риск-анализа полученной информации будут приняты решения о назначении проверок полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами в 2012 году.
Д.В. Вольвач также напомнил о том, что до 20 мая 2014 года налогоплательщики должны представить в налоговые органы уведомления о контролируемых сделках, совершенных в 2013 году.
При этом он обратил внимание на снижение (относительно 2012 года) суммарных критериев признания сделок контролируемыми в соответствии с переходными положениями, предусмотренными пунктами 3, 7 статьи 4 федерального закона от 18.07.2011 № 227-ФЗ, а также о вступлении в силу положения пп. 1 п. 1 ст. 105.14 в части признания контролируемыми сделок с налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога или единого налога на вмененный доход (переходные положения, предусмотренные п. 2 ст. 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 227-ФЗ, утратили силу).
Кроме того, продолжается работа с крупнейшими налогоплательщиками о заключении соглашений о ценообразовании для целей налогообложения. В настоящее время ФНС России заключено 10 соглашений о ценообразовании для целей налогообложения, по 13 заявлениям вынесено решение об отказе в заключении соглашения о ценообразовании.
Он подчеркнул, что одной из ключевых составляющих процесса заключения соглашений о ценообразовании является открытая и конструктивная позиция налогоплательщиков, в том числе по раскрытию информации, имеющей значении для анализа ценообразования.
Во-вторых, Д.В. Вольвач отметил значимость повышения эффективности обмена налоговой информацией с компетентными органами иностранных государств-партнеров по международным договорам об избежании двойного налогообложения.
В рамках сотрудничества с государствами-членами ОЭСР ФНС России ведет работу по запуску автоматического обмена налоговой информацией. 13 февраля 2014 года ОЭСР выпустила согласованный и утвержденный Налоговым комитетом ОЭСР международный стандарт автоматического обмена информацией по финансовым счетам.
Реализовать проект предполагается до конца 2015 года, когда между странами «Группы двадцати» будет организован автоматический обмен информацией на базе Совместной конвенции Совета Европы и ОЭСР о взаимной административной помощи по налоговым делам с дальнейшими перспективами расширения числа участвующих сторон.
Д.В. Вольвач напомнил, что участниками Конвенции уже являются 63 государства, в том числе такие низконалоговые юрисдикции как Мальта, Швейцария, Сингапур, Люксембург, Белиз, Андорра, а также территории Великобритании (Ангилья, Бермуды, Британские Виргинские о-ва, Кайманы, Гибралтар, о-в Мэн, Монтсеррат, Тюрк и Кайкос), Нидерландов (Аруба, Кюрасао, Сен-Мартин), Дании (Фарерские о-ва, Гренладния).
Россия также подписала указанную Конвенцию в ноябре 2011 года. Сейчас законопроект о ее ратификации находится в Правительстве РФ.
Примечательно, что в отличие от международных договоров об избежании двойного налогообложения, Конвенция также предусматривает возможность проведения совместных налоговых проверок.
Также Д.В. Вольвач обратил внимание участников конференции на инициативы международного сообщества, в частности определенные в Плане ОЭСР по противодействию размыванию налогооблагаемой базы и перемещения прибыли, и предложения Минфина России, которые содержатся в Основных направлениях налоговой политики, а именно:
? принятие специальных правил о налогообложении прибыли контролируемых иностранных компаний;
? введение понятия «налогового резидентства юридического лица» (с использованием критериев «места эффективного управления») и «бенефициарного собственника» в НК РФ.
В рамках поручений Президента Российской Федерации В.В. Путина в обращении к Федеральному Собранию Российской Федерации в декабре 2013 года о проработке положений по «деофшоризации экономики» неналогового характера предлагается ограничить компаниям, зарегистрированным в офшорных юрисдикциях, доступ к исполнению государственных контрактов и контрактов структур с государственным участием, а также мерам государственной поддержки, включая кредиты ВЭБа и госгарантии.