НовостиНовости РоссияФНС проанализировала 200 млн сделок в рамках проверок трансфертных цен
11 сентября 2014

ФНС проанализировала 200 млн сделок в рамках проверок трансфертных цен

ИНТЕРФАКС-АФИ - Федеральная налоговая служба (ФНС) проанализировала более 200 млн контролируемых сделок в рамках проверок выполнения законодательства о трансфертном ценообразовании, сообщил глава службы Михаил Мишустин в интервью газете "Ведомости".

"Законом предусмотрены этапы внедрения новых правил контроля трансфертных цен, поэтому первые проверки были назначены только этой весной. Мы прежде всего сконцентрировали внимание на сырьевых отраслях и внимательно изучали структурирование сделок через низконалоговые и офшорные юрисдикции - Британские Виргинские острова, Кипр, Швейцарию. Была получена и проанализирована информация более чем о 200 млн сделок. Это было тяжело", - сказал он.

ФНС также начала более двадцати выездных проверок. При этом М.Мишустин отметил, что его ведомство "абсолютно открыто к диалогу с проверяемыми компаниями". "Смысл контроля за трансфертным ценообразованием не в том, чтобы проводить проверки, а в том, чтобы компании самостоятельно заплатили налоги, исходя из рыночных цен", - пояснил он. По словам главы ФНС, во время предпроверочного анализа более 300 налогоплательщиков, не дожидаясь проверки, увеличили базу налога на прибыль на 6,7 млрд рублей. Еще 1,4 млрд рублей было дополнительно начислено и уплачено, на 1 млрд рублей были уменьшены убытки.

В основном для минимизации налогов с помощью трансфертных цен использовалась схема, когда контролируемое юрлицо - трейдер, находящийся в низконалоговой юрисдикции, покупал у своего владельца товар в России по заниженной цене, а затем продавал по рыночной.

Говоря о контроле за выполнением закона о контролируемых иностранных компаниях после его принятия, М.Мишустин отметил, что "это менее трудоемкая задача, чем проверка контролируемых сделок в трансфертном ценообразовании".

По его мнению, реализацию закона стоит начать с процедуры, которая обяжет российских бенефициаров, использующих схемы с офшорными компаниями, включать эти доходы в налогооблагаемую базу здесь. "Чтобы они могли открыться. Заплатить налоги и спокойно себя чувствовать", - пояснил глава ФНС.

Кроме того, уверен он, без обмена информацией закон не заработает. "В первую очередь к его инструментам следует отнести Международную конвенцию по оказанию взаимной административной помощи в налоговых вопросах", - сказал М.Мишустин. Он напомнил, что Россия уже присоединилась к конвенции и после ратификации сможет запрашивать информацию у других стран-участниц, осуществлять спонтанный и автоматический информационный обмен. "Мы получим право проводить налоговые проверки за рубежом, а также совместные налоговые проверки. У нас появляется право на административную поддержку при взыскании налоговой задолженности из-за рубежа. К конвенции присоединилось уже 60 стран , что особенно важно - офшоры: Бермуды, Кайманы, Британские Виргинские острова, Джерси", - сказал он.

Глава ФНС также напомнил, что ОЭСР опубликовала "Глобальный стандарт автоматизированного обмена информацией о финансовых счетах", в соответствии с которым налоговые органы будут получать информацию от своих финансовых институтов и ежегодно автоматически обмениваться ею с коллегами из других стран. Финансовые институты начнут передавать налоговым органам информацию об инвестиционных доходах. Касаться отчетность будет как юридических, так и физических лиц. М.Мишустин отметил, что группа из 45 юрисдикций пришла к соглашению об автоматическом обмене информацией с конца 2017 года. Россия сможет присоединиться к этому механизму после ратификации конвенции.

ФНС, по словам М.Мишустина, потребуется два года с начала ратификации, чтобы подготовиться к автоматическому обмену - год на разработку нормативной базы и полгода - на решение технических вопросов.