ИНТЕРФАКС-АФИ - Минфин РФ предлагает запретить участникам консолидированных групп налогоплательщиков (КГН) повторно формировать группу в течение 3-5 лет после ее ликвидации. Такое предложение содержится в проекте основных направлений налоговой политики на 2015 год и на плановый период 2016-2017 годов, опубликованном на сайте министерства.
Минфин также предлагает уточнить порядок определения консолидированной налоговой базы по участникам группы и ее распределения между бюджетами регионов, когда отдельными участниками зафиксированы налоговые убытки. Министерство предлагает два варианта решения этой задачи, если правительство примет решение ограничить учет убытков участников КГН, уменьшающих поступления в бюджеты тех субъектов РФ, в которых нет убыточных участников группы. При этом Минфин отмечает, что из соображений стабильности налоговой политики и неувеличения налоговой нагрузки не стоит вносить существенные изменения в порядок расчета налоговой базы по КГН в среднесрочном периоде.
Первый вариант предполагает модификацию порядка расчета совокупной налоговой базы КГН таким образом, чтобы убытки отдельных участников на первом этапе расчета не уменьшали совокупную прибыль группы, на втором этапе совокупная налоговая база по группе распределялась бы между всеми субъектами РФ пропорционально стоимости расположенных в них основных фондов и среднесписочной численности работников, а на третьем сумма прибыли, приходящаяся на конкретный регион, уменьшалась бы на сумму убытка убыточных участников группы, приходящуюся на этот субъект РФ, с возможностью его переноса на будущее. После этого к оставшейся величине применяется действующая в регионе налоговая ставка.
Второй вариант предполагает сохранение текущего порядка определения консолидированной налоговой базы по группе, однако при ее распределении между регионами из расчета предлагается исключить стоимость основных фондов и среднесписочную численность работников, которые приходятся на убыточных участников группы.
По оценке Минфина, первый вариант при наличии серьезных убытков среди участников группы может привести к росту налоговых платежей за период, в который получены убытки, что с учетом возможности переноса убытков на будущие периоды не приведет к росту нагрузки за более длительный срок. Второй вариант не меняет общего уровня налоговых платежей по группе в целом, но и не дает возможности избежать уменьшения доходов, поступающих в субъекты РФ, где расположены прибыльные участники группы, за счет убытков, сформировавшихся в других регионах.
"В любом случае решение проблемы учета убытков в совокупной налоговой базе по КГН будет связано либо с различного рода ограничениями на возможность такого учета путем суммирования с прибылью прибыльных участников группы, либо с допущением возможности потерь бюджетов всех или некоторых субъектов РФ, в которых расположены участники группы, в случае наличия убыточных участников КГН", - отмечается в документе.
При этом Минфин предупреждает и о возможности манипулирования налоговой базой при введении особого подхода к учету убытков и распределению доходов между регионами вместе с действующими нормами о том, что трансфертные цены по сделкам между участниками КГН не подлежат контролю. Так, отмечается в документе, возможно формирование убытков в тех регионах, в которых не установлено пониженных ставок по налогу на прибыль организаций.
КГН также могут обязать предоставлять в органы госвласти информацию о прибыли, убытке, налоговой базе по налогу на прибыль для каждого участника группы, которые формировались бы у него, если бы он не входил в консолидированную группу. Представлять такие сведения в налоговые органы должен будет ответственный участник группы вместе с налоговой декларацией по консолидированной группе.