Официальный сайт ФНС России - Организация экономического сотрудничества и развития завершила работу по внесению изменений в Руководство ОЭСР по трансфертному ценообразованию для транснациональных компаний и налоговых администраций.
В публичных обсуждениях изменений приняли участие представители крупнейших компаний, профессиональных объединений, налоговых органов стран-членов ОЭСР, а также России, Бразилии, Индии, Китая и ЮАР. ФНС России в ОЭСР представлял начальник отдела Управления трансфертного ценообразования Р.М. Раджабов.
Проект изменений в Руководство ОЭСР предполагает полную замену или фундаментальные изменения в Главы I, II, VI, VII, VIII Руководства.
В Главе I ключевое изменение связано с усилением значения доктрины «существа над формой» («substance over form» concept) при определении фактических обстоятельств совершения сделки для целей трансфертного ценообразования. Так, отправной точкой для анализа сделки остается договор. Тем не менее, основой для определения рыночного уровня цен для целей налогообложения являются фактические обстоятельства совершения сделки, фактическое распределение рисков между участниками сделки, а не условия, предусмотренные договором.
Если на основании проведенного функционального и риск-анализа фактические обстоятельства сделки не соответствуют условиям договора или условия сделки являются неприемлемыми между независимыми лицами, налоговый орган может переквалифицировать сделку для целей налогообложения.
Основные изменения в Главу II Руководства коснулись метода распределения прибыли и метода сопоставимых рыночных цен в сделках с сырьевыми товарами.
В части сделок с сырьевыми товарами изменения предполагают прямое указание на допустимость применения рыночных котировок, а также корректировок для приведения условий контролируемых сделок и котировок к сопоставимому виду. При этом корректировки могут приводить как к увеличению, так и уменьшению величины котировок.
Изменения в Главу VI Руководства ОЭСР коснулись сделок с нематериальными активами. Ключевое изменение связано с использованием концепции «экономического собственника» нематериального актива. В проекте изменений в Руководство ОЭСР поясняется, что наличие права собственности на нематериальные активы не предполагает автоматического распределения прибыли от использования данных нематериальных активов в пользу формального собственника активов. Доход от использования или передачи нематериального актива между взаимозависимыми лицами должен распределяться в пользу компании, выполняющей функции по разработке, развитию, поддержке, защите и использованию нематериальных активов.
Отдельное внимание в Главах I и VI Руководства ОЭСР уделяется компаниям, через которые проходят финансовые внутригрупповые потоки без существенного функционального наполнения (cash-box companies). В проекте изменений подчеркивается, что вознаграждение подобных компаний должно быть минимальным и может быть основано на безрисковой ставке за предоставляемое финансирование (risk-free return).
Ожидается, что итоговая редакция Руководства ОЭСР будет представлена на встрече министров финансов стран G20 8 октября 2015 года.
Вместе с тем в 2015-2017 годах продолжится работа по совершенствованию положений Руководства ОЭСР в части метода распределения прибыли, финансовых сделок, распределения прибыли в пользу постоянного представительства, внедрение положений по оценке объектов нематериальных активов, стоимость которых в момент совершения сделки определить затруднительно (Hard to Value Intangibles).