НовостиНовости РоссияДума приняла во II чтении поправки о закрытом перечне оснований для отказа налогоплательщику в уменьшении суммы налога
06 июля 2017, 16:33

Дума приняла во II чтении поправки о закрытом перечне оснований для отказа налогоплательщику в уменьшении суммы налога

ИНТЕРФАКС - Госдума на заседании в среду приняла во втором чтении поправки в Налоговый кодекс, которые вводят новый подход к определению критериев неправомерного уменьшения налогоплательщиком своих налоговых обязательств.

В Налоговом кодексе предлагается закрепить принцип о том, что неправомерным является уменьшение налоговых обязательств в результате искажения сведений в учете или в отчетности.

Как ранее пояснил журналистам один из авторов законопроекта, глава бюджетного комитета Госдумы Андрей Макаров, в законопроекте предлагается "максимально уйти от оценочных понятий в Налоговом кодексе и закрепить исчерпывающий перечень оснований, по которым налоговым органом может быть отказано налогоплательщику в праве уменьшать свои налоговые платежи даже при том, что все подтверждающие документы у налогоплательщика в порядке".

Законопроект дополняет первую часть Налогового кодекса статьей 54.1 "Пределы осуществления прав по исчислению суммы налога, сбора, страховых платежей".

Согласно документу, налогоплательщик не может уменьшать сумму налогов в результате искажения фактов хозяйственной жизни налогоплательщика и об объектах налогообложения. Если факты искажения сведений отсутствуют, налогоплательщик вправе по имевшим место сделкам или операциям уменьшить сумму налогов в соответствии с правилами Налогового кодекса, если основной целью сделки не является неуплата и зачет (возврат) сумм налога и если обязательство по сделке исполнено лицом, являющимся стороной договора, заключенного с налогоплательщиком, или лицом, которому обязательство по исполнению сделки передано по договору или закону.

Также устанавливается, что подписанные неустановленными или неуполномоченными лицами документы, нарушение контрагентом налогоплательщика законодательства о налогах и сборах, возможность получения налогоплательщиком того же экономического результата при совершении иных, не запрещенных законодательством сделок не могут быть основанием для признания уменьшения налогоплательщиком суммы налогов неправомерным.

Эти условия относятся также к сборам и страховым взносам.

Кроме этого, законопроект вводит условие, что устанавливать обстоятельства, описанные в проектируемой статье 54.1, налоговый орган может только при проведении контрольных мероприятий.

В случае принятия закон вступит в силу не ранее чем через месяц со дня его официального опубликования. Его положения будут применяться к камеральным проверкам налоговых деклараций, представленных в налоговый орган после вступления в силу этого закона, а также к выездным проверкам и проверкам полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами, решения о назначении которых вынесены налоговыми органами также после вступления в силу закона.

По словам А.Макарова, законопроект учитывает положительные аспекты наработанной судебной практики. Он напомнил, что в 2006 году пленум Высшего арбитражного суда РФ принял постановление N53 о необоснованной налоговой выгоде. "Время доказало действенность, эффективность и справедливость правовых подходов, изложенных в этом документе. Но при всех достоинствах постановления следует признать, что у этого документа есть и серьезные ограничения - не будучи нормативным правовым актом, этот документ не создает нормы, обязательные для применения всеми участниками налоговых отношений", - сказал он.

Высший арбитражный суд в 2006 году, в частности, постановил, что так как судебная практика исходит из презумпции добросовестности налогоплательщиков, то действия налогоплательщика, имеющие своим результатом получение налоговой выгоды, экономически оправданы, а сведения, содержащиеся в налоговой декларации и бухгалтерской отчетности, - достоверны.

Под налоговой выгодой в связи с этим понимается уменьшение размера налоговой обязанности путем уменьшения налоговой базы, получения вычета, налоговой льготы, применения более низкой налоговой ставки, а также получение права на возврат или возмещение налога из бюджета.

Представление документов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, для получения налоговой выгоды является основанием для ее получения, если налоговым органом не доказано, что сведения, содержащиеся в этих документах, неполны, недостоверны или противоречивы.