17 ноября 2020 года в рамках XVI Всероссийского налогового форума «Налоговая вакцинация экономики», проводимого Торгово-промышленной палатой Российской Федерации при поддержке Российского союза налогоплательщиков, состоялся круглый стол по вопросам трансфертного ценообразования (далее – «ТЦО»).
В мероприятии в качестве спикеров приняли участие Иларион Леметюйнен (партнер КПМГ), Евгения Ветер (партнер EY), Галина Акчурина (Партнер ФБК Legal), Лариса Грундел (директор научно-образовательного Центра налоговой политики и налогового администрирования Финансового университета при Правительстве РФ). Также в рамках пленарного заседания выступил руководитель Федеральной налоговой службы Российской Федерации Даниил Егоров.
В ходе круглого стола обсуждались ключевые нововведения и прогнозы развития ТЦО в России и в мире.
Было отмечено, что механизм заключения СОЦ «пришел» в Россию из зарубежной практики, однако не получил большой популярности по сравнению с Европейскими странами, США и Китаем.
Механизм заключения многосторонних СОЦ позволяет выстроить ценообразование таким образом, чтобы цены, которые применяет бизнес в трансграничных сделках, принимались налоговыми органами.
В России нормативно-правовой базой для заключения СОЦ является НК РФ, а также Соглашения об избежании двойного налогообложения, заключенные РФ.
На данный момент инструмент двухсторонних соглашений доступен только для крупнейших налогоплательщиков, однако компании, которые вошли в налоговый мониторинг также могут его применять. С учетом того, что с 2021 г. критерии для вступления в налоговый мониторинг будут снижаться, данный механизм будет доступен для большего количества налогоплательщиков.
Было отмечено, что готовится законопроект в отношении СОЦ. В качестве основных позитивных изменений, выделяются следующие:
На текущий момент СОЦ заключаются в отношении всех видов сделок – товары, услуги, роялти, финансовые сделки. При этом можно выделить сделки, по которым заключение СОЦ является целесообразным:
Были озвучены основные преимущества заключения СОЦ:
Заключение многостороннего соглашения является эффективным инструментом налогового планирования, который позволяет получить налоговую определенность. В связи с чем, рекомендуется крупным налогоплательщикам рассмотреть возможность использования данного инструмента.
Традиционно прибыль в МГК распределяется на основании функционального анализа. Однако, на сегодняшний день у многих компаний появились цифровые технологии и прибыль связана не только с физическим присутствием в конкретной юрисдикции, но и с количеством пользователей (потребителей) цифровых технологий.
При этом, юрисдикция, в которой находятся пользователи в текущей системе правил ТЦО не имеет возможности обложить налогом такую прибыль. В связи с чем, G20 поставила вопрос о пересмотре подхода к налогообложению МГК.
В рамах нового подхода, смещение налогообложения будет происходить в пользу тех рынков, где находятся пользователи цифровых технологий, а также бизнесы, ориентированные на потребителя (consumer-facing businesses).
ОЭСР выпустили отчеты для обсуждения (Pillar 1 и Pillar 2), в которых отражены основные правила обновленной системы налогообложения. Ожидается, что к середине 2021 года будет достигнут консенсус и выпущены финальные версии отчетов.
В рамках новых правил можно выделить две основные идеи:
Будет рассчитываться эффективная налоговая ставка по группе компаний. В случае, если такая ставка ниже глобальной минимальной ставки, МГК будет обязана доплатить налоги до минимального уровня.
Уже сегодня понятно, что ОЭСР настроена весьма решительно и не остается сомнений, что унифицированный подход будет принят. В связи с чем, крупным МГК необходимо проанализировать новых подход к налогообложению и оценить эффект от внедрения таких правил (повлияет ли такой подход на текущую бизнес-модель, на принятие решения об инвестициях и тд.).
В рамках своего доклада Галина затронула тему контроля цен в неконтролируемых сделках между взаимозависимыми лицами (применение ст. 54.1 НК РФ).
В последние годы начала формироваться практика применения ст. 54.1 НК РФ. По статистике большинство налоговых споров связаны с обвинением в искажении сведений о фактах хозяйственной деятельности, в том числе в вопросах ценообразования. Налогоплательщики обвиняются во включении в цепочку поставок нефункциональных посредников, в результате чего происходит многократное завышение/занижение цен, по сравнению с рыночным уровнем.
Согласно письмам ФНС России, налогоплательщикам, которые обвинялись в умышленном искажении сведений о фактах хозяйственной деятельности или заключения сделок с лицами, которые не являлись исполнителями по договору, стали целиком отказывать в признании расходов и вычете НДС, даже если налогоплательщик подтверждали реальность хозяйственных операций. При этом, справедливым решением было бы доначисление суммы налога, подлежащей уплате в бюджет, таким образом, как если бы налогоплательщик не злоупотреблял правом.
Статья 54.1 НК РФ – это новые правила борьбы с злоупотреблениями, при которых налогоплательщикам целиком отказывают в признании расходов и вычете НДС. В таком случае это приводит к тому, что налоги платятся с выручки, а не с прибыли или с добавленной стоимости. Для налогоплательщиков, у которых наценка составляет 10-15 %, уплата налогов с оборота, только по факту обвинения в наличии технической компании, ведет к возникновению убытка, ставящего под угрозу дальнейшую деятельность налогоплательщика. При таком подходе можно обанкротить практически любую компанию.
Для того, чтобы избежать подобных последствий для компаний, налоговым органам в ходе мероприятий налогового контроля необходимо определить объем налоговой обязанности исходя из фактических показателей хозяйственной деятельности налогоплательщика.
В судах возник ряд вопросов, какими методами определять объем налоговой обязанности в неконтролируемых сделках. С момента введения статьи 54.1 НК РФ, налоговые органы все чаще используют методы ТЦО, поскольку в ст. 82 НК РФ указано, что доказывание обстоятельств, предусмотренных ст. 54.1 НК РФ производится налоговым органом в соответствии с разделами V.1 НК РФ.
В рамках проведения проверки, налоговые органы должны определить является ли цена рыночной или нет, при этом определение размера налогового обязательства должно быть основано на методах ТЦО. Отклонение от правил раздела V.1 НК РФ недопустимо, необходимо использовать их в полном соответствии с российским правилами ТЦО.
Очень важно, чтобы при проведении проверки рыночности цен в неконтролируемых сделках было формально закреплено положение о том, что необходимо использовать методы ТЦО.
В таком случае, налоговый контроль станет более понятным и стабильным, а на налогоплательщиков не будут наложены непомерные налоговые обязательства.
Сложившаяся экономическая ситуация в 2020 г. сильно повлияла на финансовое состояние компаний. В связи с этим, можно выделить ряд последствий кризиса, с которыми столкнулся бизнес и которые повлияют на применение правил трансфертного ценообразования:
Вышеуказанные последствия влекут за собой ряд проблем, связанных с доказыванием рыночности цен. Компаниям необходимо проанализировать, какие из указанных проблем к ним применимы, а также оценить возможные пути решения:
Решение: Изменить модель трансфертного образования с целью перераспределения величины прибыли между подразделениями.
Решение: Рассмотреть возможность изменения валюты договора.
Решение: Включить в договора пункт о пересмотре цен при изменении курсовой разницы валют.
Решение: Пересмотреть структуру постоянных и переменных издержек.
Решение: Необходимо привести в соответствие договора сделок с третьими лицами и договора внутригрупповых сделок.
Решение: Необходимо привести в сопоставимый вид внутригрупповые договора с договорами с третьими лицами о возврате продукции и постоплате.
В рамках выступления был также рассмотрен вопрос применения методов ТЦО для обоснования рыночности цен. В частности, был рассмотрен метод сопоставимой рентабельности (как наиболее часто применяемый метод ТЦО), а также трудности, которые могут возникнуть при его применении.
В текущей экономической ситуации метод сопоставимых рыночных цен теряет свою актуальность, поскольку сложно определить корректный интервал рыночной цены. На первый план выходят метод сопоставления рентабельности и метод распределения прибыли. Учитывая, что НК РФ предусматривает иерархичное применение методов ТЦО, необходимо подтвердить, что иные методы неприменимы.
Сложность использования метода сопоставимой рентабельности заключает в следующем:
Данные факты являются необъективными, поскольку 2017-2019 гг. не будут отражать экономическую картину, которая сложилась в 2020 г.
Таким образом, с учетом рисков применения методов ТЦО, на первый план выходит метод распределения прибыли, но и метод сопоставимой рентабельности также может быть использован.
В связи с вышеуказанными изменениями, налогоплательщикам необходимо проанализировать текущую модель ценообразования, оценить налоговые риски, и подготовить защитную позицию, в которой будут изложены проблемы, с которыми столкнулся бизнес в 2020 г., а также скорректированный подход к определению рыночности цен.
Было отмечено, что кредиты, займы, любые формы других оснований для возникновения долговых обязательств не могут не рассматриваться как особо привлекательные институты для агрессивного налогового планирования.
Для того, чтобы адаптировать правила ОЭСР в отношении анализа финансовых сделок необходимо проанализировать их с точки зрения:
Несмотря на то, что внедрение новых правил является сложным процессом и требует детальной проработки множества вопросов, ФНС России проанализируют возможность их применения в России. Возможно в будущем в НК РФ появится новый раздел, посвященный анализу финансовых сделок между взаимозависимыми лицами.
В рамках круглого стола по вопросам ТЦО были затронуты темы, которые крайне важны при налоговом планировании, анализе сделок со взаимозависимыми лицами, а также выстраивании эффективной функции ТЦО в компании. В связи с чем, рекомендуется проанализировать бизнес процессы в Вашей компании на предмет соответствия новым реалиям налогового контроля.
Надеемся, что полученная информация будет полезна в Вашей дальнейшей работе!