В письме ФНС России от 20 января 2021 г. N ШЮ-4-13/536@ рассматриваются следующие вопросы:
Примером применения принципа «безопасной гавани» в налоговом законодательстве Российской Федерации является статья 269 НК РФ. В частности, соблюдение «коридоров» процентных ставок освобождает налогоплательщика от необходимости подтверждения ставки по заемному обязательству в порядке раздела V.1 НК РФ и позволяет учесть соответствующую сумму процентов в составе доходов или расходов.
ФНС России обращает внимание, что применение положений о «безопасных гаванях» является правом, а не обязанностью налогоплательщика. Вместо использования «безопасной гавани» налогоплательщик может руководствоваться общими правилами налогообложения.
Таким образом, в сфере трансфертного ценообразования «безопасные гавани» предоставляют налогоплательщику право на применение упрощенного подхода к соблюдению требований законодательства и не могут рассматриваться как механизм регулирования цен.
В данном письме также указано, что налоговый «рулинг» является соглашением между налоговым органом и налогоплательщиком о налоговых последствиях отдельных операций или событий.
Такое соглашение инициируется налогоплательщиком с целью получения налоговой определенности в отдельном государстве. Следовательно, налоговый «рулинг», полученный от соответствующего компетентного органа иностранного государства, не может рассматриваться как механизм регулирования цен в другой стране.
При несоблюдении условий статьи 269 НК РФ, доходом (расходом) признается процент, исчисленный исходя из фактической ставки, с учетом положений раздела V.1 НК РФ.
В свою очередь, в отношении определения цен в сделках между взаимозависимыми лицами разделом V.1 Кодекса предусмотрено следующее:
В частности, при совершении сделок, в отношении которых предусмотрено регулирование цен посредством установления цены или согласования формулы цены, установления максимальных и (или) минимальных предельных цен, надбавок к цене или скидок с цены, либо посредством иных ограничений на рентабельности или прибыль в указанных сделках, цены таких сделок признаются рыночными для целей налогообложения с учетом особенностей, установленных статьей 105.4 НК РФ.
При этом поскольку в указанной в письме ситуации речь о регулируемых ценах не идет, положение ст. 105.4 НК РФ, позволяющие в особом порядке признать данные цены рыночными, в данном случае не применяются.