НовостиНовости РоссияФНС России представила разъяснения о принципах «безопасной гавани» и налоговом «рулинге»
05 марта 2021, 07:33

ФНС России представила разъяснения о принципах «безопасной гавани» и налоговом «рулинге»

В письме ФНС России от 20 января 2021 г. N ШЮ-4-13/536@ рассматриваются следующие вопросы:

  1. вопрос о принципе «безопасной гавани» и налоговом «рулинге»;
  2. о признании цен рыночными в целях налога на прибыль в отношении процентов по долговым обязательствам, возникшим вследствие контролируемых сделок.
  1. Ведомство ссылаясь на «Руководство ОЭСР по трансфертному ценообразованию» указывает, что «безопасная гавань» представляет собой положение налогового законодательства, которое при соблюдении налогоплательщиком установленных в нем условий освобождает его от возможных налоговых претензий со стороны налоговых органов соответствующего государства.

Примером применения принципа «безопасной гавани» в налоговом законодательстве Российской Федерации является статья 269 НК РФ. В частности, соблюдение «коридоров» процентных ставок освобождает налогоплательщика от необходимости подтверждения ставки по заемному обязательству в порядке раздела V.1 НК РФ и позволяет учесть соответствующую сумму процентов в составе доходов или расходов.

ФНС России обращает внимание, что применение положений о «безопасных гаванях» является правом, а не обязанностью налогоплательщика. Вместо использования «безопасной гавани» налогоплательщик может руководствоваться общими правилами налогообложения.

Таким образом, в сфере трансфертного ценообразования «безопасные гавани» предоставляют налогоплательщику право на применение упрощенного подхода к соблюдению требований законодательства и не могут рассматриваться как механизм регулирования цен.

В данном письме также указано, что налоговый «рулинг» является соглашением между налоговым органом и налогоплательщиком о налоговых последствиях отдельных операций или событий.

Такое соглашение инициируется налогоплательщиком с целью получения налоговой определенности в отдельном государстве. Следовательно, налоговый «рулинг», полученный от соответствующего компетентного органа иностранного государства, не может рассматриваться как механизм регулирования цен в другой стране.

  1. В отношении долгового обязательства налогоплательщик вправе признать доходом (расходом) процент, исчисленный исходя из фактической ставки по такому долговому обязательству, в рамках ст. 269 НК РФ.

При несоблюдении условий статьи 269 НК РФ, доходом (расходом) признается процент, исчисленный исходя из фактической ставки, с учетом положений раздела V.1 НК РФ.

В свою очередь, в отношении определения цен в сделках между взаимозависимыми лицами разделом V.1 Кодекса предусмотрено следующее:

  • По общему правилу цены признаются рыночными в случае, если цена соответствует принципу «вытянутой руки».
  • В отдельных случаях НК РФ предусматривает особые условия признания цен рыночными.

В частности, при совершении сделок, в отношении которых предусмотрено регулирование цен посредством установления цены или согласования формулы цены, установления максимальных и (или) минимальных предельных цен, надбавок к цене или скидок с цены, либо посредством иных ограничений на рентабельности или прибыль в указанных сделках, цены таких сделок признаются рыночными для целей налогообложения с учетом особенностей, установленных статьей 105.4 НК РФ.

При этом поскольку в указанной в письме ситуации речь о регулируемых ценах не идет, положение ст. 105.4 НК РФ, позволяющие в особом порядке признать данные цены рыночными, в данном случае не применяются.