При наличии вышеперечисленных оснований влияние отношений лиц на условия и результаты сделок предполагается и не требует доказывания в судебном порядке. Кроме того, дополнение перечня ВЗЛ расширяет круг сделок, подпадающих под налоговый контроль цен.
2.1 Расширение круга «приравненных» сделок с иностранным контрагентом
С 1 июля 2023 года перечень офшорных зон увеличен более, чем в 2 раза. Перечень, действующий с 2018 года, включал 40 офшорных зон. С 1 июля 2023 года количество таких юрисдикций возросло до 91. В обновленный перечень включены, в частности, страны Евросоюза, Великобритания, Япония, США (Приказ Минфина России от 05.06.2023 N 86н).
Таким образом, все сделки с компаниями, зарегистрированными в государствах из перечня (офшоры), автоматически будут приравниваться к контролируемым для целей ТЦО. Вне зависимости от фактической взаимозависимости сторон, сделка будет признана контролируемой, если сумма доходов по ней за календарный год превышает 120 млн. руб.
Вышеперечисленные положения в части расширения перечня офшоров применяются с 1 января 2024 года, а не с даты вступления Приказа в силу.
2.2 Исключения для «приравненных» сделок с офшорами
Не подлежат контролю следующие сделки, которые в связи с расширением перечня офшоров стали контролируемыми:
3. Доначисление до медианного значения рыночного интервала
Введено понятие «медианного значения рыночного интервала», его будут применять в качестве обоснованной цены для проведения корректировки с 01.01.2024 г. В соответствии с ранее действующим законодательством для целей корректировки использовалась верхняя или нижняя граница рыночного интервала.
Важно! В случае если налогоплательщик самостоятельно обнаружил факт несоответствия цены (рентабельности) в сделке рыночному уровню, он вправе скорректировать свою налоговую базу по старым правилам – то есть с учетом минимального или максимального значения интервала, а не медианного.
4. Расширен перечень информации, подлежащей отражению налогоплательщиком в уведомлении о контролируемых сделках
Помимо ранее представляемых сведений по сделке в уведомлении необходимо отразить:
Нововведения говорят о том, что товарные сделки подлежат тщательному контролю, кроме того, обоснование цены/рентабельности в контролируемых сделках следует готовить по мере совершения таких сделок.
5. Расширен перечень информации, подлежащей отражению налогоплательщиком в документации по ТЦО
! с приложением подтверждающих документов, в том числе финансовой отчетности.
6. Ужесточение штрафных санкций по ТЦО
Основания привлечения к ответственности |
Штрафные санкции до 01.01.2024 г. |
Штрафные санкции с 01.01.2024 г. |
Неуплата или неполная уплата налога в результате применения нерыночных цен (п.1.1, 1.2 ст.129.3 НК РФ) |
40% от суммы недоимки, но не менее 30 тыс. руб. |
Для трансграничных сделок: 100% недоимки, но не менее 500 тыс. руб. Освобождение от штрафа не предусмотрено |
Для внутрироссийских сделок: сохраняется прежний порядок, т.е. 40% от суммы недоимки, но не менее 30 тыс. руб. Освобождение от штрафа в случае представления документации по ТЦО |
||
Непредоставление уведомления о контролируемых сделках или предоставление недостоверных сведений в нем (ст. 129.4 НК РФ) |
5 тыс. руб. |
100 тыс. руб. |
Непредоставление уведомления об участии в МГК или предоставление с недостоверными сведениями (ст.129.9 НК РФ) |
50 тыс. руб. |
500 тыс. руб. за каждый факт такого нарушения |
Непредоставление странового отчета или предоставление с недостоверными сведениями (ст.129.10 НК РФ) |
100 тыс. руб. |
1 млн. руб. |
Непредоставление документации (ст.129.11 НК РФ) |
Налоговая документация по конкретной сделке: штраф не предусмотрен Национальная документация: 100 тыс. руб. Глобальная документация: 100 тыс. руб. |
Налоговая документация по конкретной сделке: 500 тыс. руб. Национальная документация: 1 млн руб. Глобальная документация: 1 млн руб. |
7. Расширение полномочий налогового органа в области проверки цен
Таким образом, мы наблюдаем существенное ужесточение ответственности за нарушение правил трансфертного ценообразования. Налогоплательщикам следует выявить новые контролируемые сделки, которые могут появиться в связи с расширением списка офшоров и ВЗЛ в 2024 году. А также подготовить полный пакет документов для подтверждения цен в контролируемых сделках ввиду расширения списка информации, которая должна отражаться в уведомлении о контролируемых сделках, а также в документации по ТЦО. Кроме того, стоит помнить, что теперь Документация по ТЦО может быть запрошена у налогоплательщика вне рамок открытия налоговой проверки.