НовостиНовости РоссияУжесточение законодательства по ТЦО. 2024
14 мая, 14:04

Ужесточение законодательства по ТЦО. 2024

  1. Расширение перечня взаимозависимых лиц
  • Организации в случае, если физические лица, которые прямо или косвенно владеют ими более чем на 25% (или имеют полномочия по избранию / назначению единоличного ИО; избранию / назначению более 50% состава коллегиального ИО или совета директоров), являются взаимозависимыми родственниками по пп.11 п.2 ст.105.1 НК РФ;
  • Контролирующие лица и их КИК;
  • «Сестринские» КИК, то есть имеющие общее контролирующее лицо.

При наличии вышеперечисленных оснований влияние отношений лиц на условия и результаты сделок предполагается и не требует доказывания в судебном порядке.  Кроме того, дополнение перечня ВЗЛ расширяет круг сделок, подпадающих под налоговый контроль цен.

2.1 Расширение круга «приравненных» сделок с иностранным контрагентом

С 1 июля 2023 года перечень офшорных зон увеличен более, чем в 2 раза. Перечень, действующий с 2018 года, включал 40 офшорных зон. С 1 июля 2023 года количество таких юрисдикций возросло до 91. В обновленный перечень включены, в частности, страны Евросоюза, Великобритания, Япония, США (Приказ Минфина России от 05.06.2023 N 86н).

Таким образом, все сделки с компаниями, зарегистрированными в государствах из перечня (офшоры), автоматически будут приравниваться к контролируемым для целей ТЦО. Вне зависимости от фактической взаимозависимости сторон, сделка будет признана контролируемой, если сумма доходов по ней за календарный год превышает 120 млн. руб.

Вышеперечисленные положения в части расширения перечня офшоров применяются с 1 января 2024 года, а не с даты вступления Приказа в силу.

2.2 Исключения для «приравненных» сделок с офшорами

Не подлежат контролю следующие сделки, которые в связи с расширением перечня офшоров стали контролируемыми:

  1. сделки, одной из сторон которых является организация — экспортно-кредитное агентство и (или) банк — удовлетворяющая одновременно следующим требованиям:
  • организация является резидентом юрисдикции, с которой у России заключено Соглашение об избежании двойного налогообложения (далее – «СоИДН»), действие которого было приостановлено в соответствии с указом Президента России;
  • указанная организация и иные участники сделки не признаются взаимозависимыми лицами;
  • отсутствуют обстоятельства для признания таких сделок контролируемыми и «приравненными» к ним.
  1. сделки, в результате которых у налогоплательщика возникли долговые обязательства, указанные в пп. 8 п. 2 ст. 310 НК РФ (еврооблигации)
  2. операции, одной из сторон которых является организация, местом регистрации либо налогового резидентства которой является иностранное государство, с которым у РФ заключено СоИДН, действие которого приостановлено Указом Президента РФ. При этом договоры по сделке заключены до 01.03.2022, порядок ценообразования не изменялся с 01.03.2022 и сделки не соответствуют действовавшим по состоянию на 01.03.2022 года условиям признания сделок контролируемыми и «приравненными» к ним.

3.  Доначисление до медианного значения рыночного интервала

Введено понятие «медианного значения рыночного интервала», его будут применять в качестве обоснованной цены для проведения корректировки с 01.01.2024 г.  В соответствии с ранее действующим законодательством для целей корректировки использовалась верхняя или нижняя граница рыночного интервала.

Важно! В случае если налогоплательщик самостоятельно обнаружил факт несоответствия цены (рентабельности) в сделке рыночному уровню, он вправе скорректировать свою налоговую базу по старым правилам – то есть с учетом минимального или максимального значения интервала, а не медианного.

4. Расширен перечень информации, подлежащей отражению налогоплательщиком в уведомлении о контролируемых сделках

Помимо ранее представляемых сведений по сделке в уведомлении необходимо отразить:

  • сведения об условиях совершения сделки, а в отношении сделки, предметом которой являются товары, также сведения об условиях и о базисе поставки товаров, дате отгрузки товаров (дате перехода права собственности на товары, дате признания дохода (расхода) по сделке);
  • сведения об использованных методах ТЦО
  • сведения об источниках информации о сопоставимых сделках.

Нововведения говорят о том, что товарные сделки подлежат тщательному контролю, кроме того, обоснование цены/рентабельности в контролируемых сделках следует готовить по мере совершения таких сделок.  

5. Расширен перечень информации, подлежащей отражению налогоплательщиком в документации по ТЦО

  • В документации по сделке со взаимозависимым контрагентом дополнительно отражаются сведения о:
  1. доходах и расходах,
  2. численности сотрудников,
  3. сумме прибыли (убытка),
  4. стоимости его ОС и НМА за отчетный период.

! с приложением подтверждающих документов, в том числе финансовой отчетности.

  • В документации по сделке с иностранным контрагентом теперь необходимо отражать широкий перечень сведений о таком контрагенте:
  1. документы с его регистрационными данными и полномочиями представителя, которые были предоставлены налогоплательщику при заключении сделки
  • Функционально-рисковый профиль сторон сделки, который учитывался налогоплательщиком при ее заключении, необходимо подтверждать документами. 

6. Ужесточение штрафных санкций по ТЦО

Основания привлечения к ответственности

Штрафные санкции до 01.01.2024 г.

Штрафные санкции с 01.01.2024 г.

Неуплата или неполная уплата налога в результате применения нерыночных цен (п.1.1, 1.2 ст.129.3 НК РФ)

40% от суммы недоимки, но не менее 30 тыс. руб.

Для трансграничных сделок: 100% недоимки, но не менее 500 тыс. руб.

Освобождение от штрафа не предусмотрено

Для внутрироссийских сделок: сохраняется прежний порядок, т.е. 40% от суммы недоимки, но не менее 30 тыс. руб.

Освобождение от штрафа в случае представления документации по ТЦО

Непредоставление уведомления о контролируемых сделках или предоставление недостоверных сведений в нем (ст. 129.4 НК РФ)

5 тыс. руб.

100 тыс. руб.

Непредоставление уведомления об участии в МГК или предоставление с недостоверными сведениями (ст.129.9 НК РФ)

50 тыс. руб.

500 тыс. руб. за каждый факт такого нарушения

Непредоставление странового отчета или предоставление с недостоверными сведениями (ст.129.10 НК РФ)

100 тыс. руб.

1 млн. руб.

Непредоставление документации (ст.129.11 НК РФ)

Налоговая документация по конкретной сделке: штраф не предусмотрен

Национальная документация: 100 тыс. руб.

Глобальная документация: 100 тыс. руб.

Налоговая документация по конкретной сделке: 500 тыс. руб.

Национальная документация: 1 млн руб.

Глобальная документация: 1 млн руб.

7. Расширение полномочий налогового органа в области проверки цен

  • Налоговая документация по контролируемой сделке может быть запрошена ФНС России вне рамок налоговой проверки, в случае если у налогового органа возникнет обоснованная необходимость.
  • Документация должна быть предоставлена в течение 30 календарных дней. За непредоставление документации по запросу вне проверки, как и по запросу в рамках ТЦО-проверки, предусмотрен штраф. C 01.01.2024 г. штраф за непредоставление документации по ТЦО составляет 500 тыс.руб.

Таким образом, мы наблюдаем существенное ужесточение ответственности за нарушение правил трансфертного ценообразования. Налогоплательщикам следует выявить новые контролируемые сделки, которые могут появиться в связи с расширением списка офшоров и ВЗЛ в 2024 году. А также подготовить полный пакет документов для подтверждения цен в контролируемых сделках ввиду расширения списка информации, которая должна отражаться в уведомлении о контролируемых сделках, а также в документации по ТЦО. Кроме того, стоит помнить, что теперь Документация по ТЦО может быть запрошена у налогоплательщика вне рамок открытия налоговой проверки.