Доначисление до медианного значения рыночного интервала
Введено понятие «медианного значения рыночного интервала», его будут применять в качестве обоснованной цены для проведения корректировки с 01.01.2024 г. В соответствии с ранее действующим законодательством для целей корректировки использовалась верхняя или нижняя граница рыночного интервала.
Важно! В случае если налогоплательщик самостоятельно обнаружил факт несоответствия цены (рентабельности) в сделке рыночному уровню, он вправе скорректировать свою налоговую базу по старым правилам – то есть с учетом минимального или максимального значения интервала, а не медианного.
Ниже пример того, насколько существенно вырастет сумма доначисленного налога с применением медианного значения.
На рис. 1 представлено доначисление налога по действующему законодательству до 01.01.2024 г. до минимальной границы рыночного интервала рентабельности (при условии, что налогоплательщик имеет собственную рентабельность ниже рынка). Доначисление с учетом штрафа и пени составило более 28 млн. руб.
На Рис. 2 представлено доначисление налога по новому законодательству, вступившему в силу с 01.01.2024 г. Доначисление проведено до медианы рыночного интервала рентабельности (при условии, что налогоплательщик имеет рентабельность ниже рынка). Доначисление с учетом штрафа и пени составило более 70 млн. руб.
Таким образом, применение медианного значения рыночного интервала можете повысить доначисление более чем в 2 раза. Кроме того, за непредоставление документации по ТЦО так же введен штраф 500 тыс. руб. (подробнее см. ниже)
Штрафные санкции по ТЦО были также существенно увеличены.
Основания привлечения к ответственности |
Штрафные санкции до 01.01.2024 г. |
Штрафные санкции с 01.01.2024 г. |
Неуплата или неполная уплата налога в результате применения нерыночных цен (п.1.1, 1.2 ст.129.3 НК РФ) |
40% от суммы недоимки, но не менее 30 тыс. руб. |
Для трансграничных сделок: 100% недоимки, но не менее 500 тыс. руб. Освобождение от штрафа не предусмотрено |
Для внутрироссийских сделок: сохраняется прежний порядок, т.е. 40% от суммы недоимки, но не менее 30 тыс. руб. Освобождение от штрафа в случае представления документации по ТЦО |
||
Непредоставление уведомления о контролируемых сделках или предоставление недостоверных сведений в нем (ст. 129.4 НК РФ) |
5 тыс. руб. |
100 тыс. руб. |
Непредоставление уведомления об участии в МГК или предоставление с недостоверными сведениями (ст.129.9 НК РФ) |
50 тыс. руб. |
500 тыс. руб. за каждый факт такого нарушения |
Непредоставление странового отчета или предоставление с недостоверными сведениями (ст.129.10 НК РФ) |
100 тыс. руб. |
1 млн. руб. |
Непредоставление документации (ст.129.11 НК РФ) |
Налоговая документация по конкретной сделке: штраф не предусмотрен Национальная документация: 100 тыс. руб. Глобальная документация: 100 тыс. руб. |
Налоговая документация по конкретной сделке: 500 тыс. руб. Национальная документация: 1 млн руб. Глобальная документация: 1 млн руб. |
Таким образом, мы наблюдаем существенное ужесточение штрафных санкций в области трансфертного ценообразования. Налогоплательщикам следует ответственно подойти к отражению сделок в Уведомлении и заблаговременно подготовить документацию по ТЦО, это не только позволит избежать штрафа, но и доначисления налога до медианного значения рыночного интервала рентабельности.