НовостиНовости ТЦОИзменения положений НК РФ в части трансфертного ценообразования
07 октября, 18:16

Изменения положений НК РФ в части трансфертного ценообразования

В основных направлениях бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов Минфин России утвердил следующие уточнения норм законодательства в сфере трансфертного ценообразования при определении цен для целей налогообложения:

  • в части признания контролируемыми внешнеторговых сделок, предметом которых являются товары, составляющие основные статьи экспорта Российской Федерации;
  • в части устранения правовой неопределенности в отношении порядка исчисления суммы доходов по сделкам в ситуациях, когда лицо, получающее доход по таким сделкам, не исчисляет налог на прибыль организаций или сделка совершена с участием комиссионера (агента).

Результатом предлагаемых изменений должно стать устранение правовой неопределенности, а также снижение административной нагрузки на бизнес при заключении соглашений о ценообразовании для целей налогообложения.

Для реализации вышеуказанных направлений, был зарегистрирован законопроект, направленный на изменение положений НК РФ в части трансфертного ценообразования.

С 1 января 2021 г. предлагается внести следующие изменения:

Признание сделок контролируемыми

  1. Сделки в области внешней торговли товарами, которые входят в состав одной или нескольких товарных групп (нефть и товары, выработанные из нефти, черные металлы, цветные металлы, минеральные удобрения, драгоценные металлы и драгоценные камни) будут признаваться контролируемыми. Таким образом, сделки будут являться контролируемыми, даже если предмет сделки не является товаром мировой биржевой торговли.
  2. Пункт 7, ст. 105.14 НК РФ утратит силу – «Сделки в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли; сделки с офшорами признаются контролируемыми, если сумма доходов по таким сделкам, совершенным с одним лицом за соответствующий календарный год, превышает 60 миллионов рублей».

Однако остается пункт 3 ст. 105.14 НК РФ – «Сделки, предусмотренные пунктом 1, признаются контролируемыми, если сумма доходов превышает 60 миллионов рублей». Таким образом, удалят дублирующий пункт, критерии не поменяются.

  1. Будет уточнен порядок исчисления суммы доходов. Так, в случае, если лицо, получающее доход по сделкам, не исчисляет налог на прибыль организаций в соответствии с главой 25 НК РФ, будет использоваться расчетная величина суммы доходов по таким сделкам, определяемая с учетом порядка, установленного главой 25 НК РФ, с применением метода начисления.

В случае, совершения сделок между взаимозависимыми лицами или приравненных к ним сделок с участием комиссионера     (агента), действующего от своего имени, но по поручению комитента (принципала), для целей исчисления суммы доходов, такие сделки будут приравниваться к сделкам, совершенным непосредственно между комитентом (принципалом) и третьим лицом, не принимая во внимание наличие комиссионера (агента).

Проведение налоговых проверок

  1. Будет предоставлена возможность территориальным налоговым органам самостоятельно извещать ФНС России и направлять полученные сведения о выявленных контролируемых сделках, вне рамок проведения налоговых проверок или налогового мониторинга.

Теперь ТЦО проверка будет проводиться на основании уведомления о контролируемых сделках или извещения территориального налогового органа, полученного, в том числе, вне рамок проведения выездной или камеральной налоговой проверки, налогового мониторинга.

Порядок заключения соглашения о ценообразовании

  1. При заключении соглашения о ценообразовании в отношении внешнеторговой сделки с налоговым резидентом иностранного государства, с которым заключено соглашение об избежании двойного налогообложения, предоставить возможность применения методов ценообразования такого иностранного государства, при условии сопоставимости результатов.
  2. ТЦО проверка не может быть проведена в отношении сделки, по которой налогоплательщик обратился в ФНС России с заявлением о заключении соглашения о ценообразовании, в случае, если ФНС России не принято ни одно из решений: решение о заключении соглашения о ценообразовании, мотивированное решение об отказе от заключения такого соглашения.

В случае, если принято мотивированное решение об отказе от заключения такого соглашения, решение о проведении проверки в отношении данной контролируемой сделки может быть вынесено не позднее двух лет со дня принятия такого решения. В рамках такой проверки могут быть проверены контролируемые сделки в период, не превышающий пяти календарных лет.

  1. Налогоплательщик, обратившийся с заявлением о заключении соглашения о ценообразовании, обязан обеспечивать в течение шести лет сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов
  2. Налогоплательщик, обратившийся с заявлением о заключении соглашения о ценообразовании в отношении внешнеторговой сделки с иностранным контрагентом (если заключено СОИДН), обязан обеспечивать в течение десяти лет сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов.
  3. Лицо, проводящее проверку, вправе истребовать документы (информацию) у участников проверяемых сделок, касающимися (касающейся) этих сделок.
  4. Истребуемые документы у участников проверяемых сделок, касающиеся этих сделок, представляются в течение 10 дней со дня получения соответствующего требования.

При получении уведомления о невозможности представления в установленный срок документов и о сроке, в течение которого эти документы могут быть представлены, налоговые органы вправе продлить срок представления этих документов.

  1. Действие соглашения о ценообразовании, которое заключается в связи с повторным обращением налогоплательщика, может быть распространено на период, истекший с 1-го числа календарного года, в котором налогоплательщик обращался в ФНС России с заявлением о заключении соглашения о ценообразовании (по которому было принято решение об отказе от заключения), до дня вступления в силу соглашения.
  2. ФНС России будет рассматривать заявление и другие документы, предоставленные  совместно с заявлением о заключении соглашения о ценообразовании, в срок не более шести месяцев со дня получения заявления.

Заявление и другие документы, представленные налогоплательщиком для целей заключения соглашения о ценообразовании, рассматриваются в срок не более 24 месяцев со дня получения заявления. В случае подачи заявления в иностранный налоговый орган о заключении аналогичного соглашения (если ранее иностранный контрагент не подавал аналогичное заявление), срок рассмотрения заявления будет отсчитываться с даты предоставления такой информации.

Срок рассмотрения заявления и документов, представленных налогоплательщиком в целях заключения соглашения о ценообразовании в отношении внешнеторговой сделки с иностранным контрагентом, приостанавливается на период представления налоговым органом иностранного государства документов и (или) информации в соответствии с запросом, направленным ФНС России, в рамках проведения взаимосогласительной процедуры.

Срок рассмотрения заявления о заключении соглашения может быть продлен до 9 месяцев, а с участием иностранного налогового органа – до 27 месяцев. 

  1. В случае принятия решения о необходимости доработки проекта соглашения, доработанный проект соглашения о ценообразовании и документы представляются налогоплательщиком в срок не позднее 30 дней с даты получения налогоплательщиком соответствующего решения.

  1. Будет дополнен перечень оснований для принятия решения об отказе от заключения соглашения о ценообразовании. В частности, будут добавлены следующие основания:
  • недостижение взаимного соглашения с иностранным налоговым органом в целях заключения соглашения о ценообразовании;
  • непредставление сведений в порядке и сроки, установленные НК РФ;
  • несогласие налогоплательщика с решением о необходимости доработки проекта соглашения о ценообразовании (в том числе в форме непредставления доработанного проекта соглашения о ценообразовании в установленный срок);
  • несогласие налогоплательщика с решением о заключении соглашения о ценообразовании, которое выразилось в отказе налогоплательщика от подписания соглашения (в том числе в форме неявки налогоплательщика (его представителя) для подписания соглашения в ФНС России.
  1. Налогоплательщику будет предоставлена возможность (в случае принятия решения об отказе от заключения соглашения о ценообразовании по вышеуказанным основаниям) в течение трех месяцев со дня получения указанного решения повторно представить ФНС России проект соглашения в отношении внешнеторговой сделки с иностранным контрагентом, с которым заключено соглашение об избежании двойного налогообложения, без участия иностранного налогового органа.

Резюмируя вышеуказанное можно сделать следующие выводы:

  1. Будет расширен перечень сделок, признаваемых контролируемыми
  2. Будет уточнен технический подход к определению суммы доходов по сделкам
  3. В НК РФ закрепится положение о том, что расчет суммы дохода по сделкам, совершенным с участием комиссионера (агента), будет осуществляться без учета таких комиссионеров (агентов)
  4. Будет упрощен порядок передачи сведений о контролируемых сделках территориальными налоговыми органами в ЦА ФНС России
  5. В НК РФ будут закреплены технические аспекты, связанные с порядком заключения соглашения о ценообразовании