НовостиНовости ТЦОПАО «Вымпел-коммуникации» отказано в удовлетворении требований относительно сроков проведения проверки контролируемых сделок
08 июня, 18:11

ПАО «Вымпел-коммуникации» отказано в удовлетворении требований относительно сроков проведения проверки контролируемых сделок

31 мая 2021г. в суде апелляционной инстанции состоялось слушание дела по трансфертному ценообразованию ПАО «Вымпел-коммуникации».

По результатам судебного заседания, суд поддержал ФНС России и отказал ПАО «Вымпел-коммуникации» в удовлетворении иска.

Суть рассматриваемого дела состояла в следующем:

ПАО «Вымпел-коммуникации» представил уведомление о контролируемых сделках за 2017 г. 21.05.2018 г., в котором была указана информация, в том числе, по сделке по приобретению агентско-сервисных услуг, совершенной в 2017 г. с иностранной организацией Veon Wholesale Services B.V. (Нидерланды) по договору от 17.05.2013 №б/н.

24.10.2018 г. ПАО «Вымпел-коммуникации» направил в ФНС России уточненное уведомление.

ФНС России 29 декабря 2020 (т.е. более, чем через 2 года, после получения первого и уточненного уведомлений) вынесла решение о проведении проверки сделок между взаимозависимыми лицами – ПАО «ВымпелКом» с Veon Wholesale Services B.V.

ПАО «Вымпел-коммуникации» полагает, что решение от 29.12.2020 г. вынесено за пределами сроков, установленных НК РФ (2 года), а потому незаконно и нарушает права налогоплательщика.

Позиция ПАО «Вымпел-коммуникации»

По мнению «ВымпелКом», поскольку ФНС России «в мае 2018 года получила всю информацию о совершенных «ВымпелКом» в 2017 году сделках по договору от 17.05.2013 г. № б/н., заключенному с Veon Wholesale Services B.V. (Нидерланды)», «с момента получения названного Уведомления в мае 2018 года у ФНС России возникло право на назначение проверки.

«ВымпелКом» отмечает, что налоговый орган не воспользовался таким правом в течение двухлетнего срока и утратил право осуществлять налоговый контроль, назначив проверку 29.12.2020, «то есть спустя 2 года 7 месяцев и 8 дней после того, как «ВымпелКом» предоставил информацию о сделках в полном объеме».

«ВымпелКом» считает, что у ФНС России отсутствуют причины и установленные законом основания для определения начала течения двухлетнего срока с 28.10.2018 – даты представления уточненного уведомления, поскольку в нем содержится новая информация об иных контролируемых сделках. При этом данные в отношении сделок с Veon Wholesale Services B.V. не претерпели изменений и полностью соответствовали сведениям, указанным ранее в уведомлении.

Таким образом «ВымпелКом» отмечает, что срок назначения налоговой проверки продлевается только в случае представления уточненной налоговой декларации и только в отношении тех сделок, информация о которых была изменена.

По мнению «ВымпелКом», для целей проведения проверки сделок между взаимозависимыми лицами имеет значение не факт предоставления уведомления сам по себе, а предоставление информации о конкретной сделке, являющейся предметом налоговой проверки.

Позиция суда

Суд считает необоснованным довод «ВымпелКом» о том, что единственным основанием продления сроков назначения проверки является представление уточенной налоговой декларации и только в отношении тех сделок информация о которых была изменена.

Суд соглашается с доводами ФНС России о том, что первичное уведомление в случае подачи уточненного уведомления становится неактуальным, то есть аннулируется. Следовательно, такое первичное уведомление не может являться основанием для вынесения решения о проведении проверки.

При вынесении Решения ФНС России исчисляла двухлетний срок с даты подачи налогоплательщиком уточненного уведомления, то есть с 24.10.2018.

Данная позиция подтверждается письмом Министерства Финансов Российской Федерации от 20.02.2017 № 03-12-11/1/9967, в соответствии с которым решение о проведении проверки может быть вынесено не позднее двух лет со дня получения уточненного уведомления.

Приостановление сроков проведения проверок в связи с пандемией COVID-19

Интересным является факт, связанный с приостановлением сроков проведения проверок в связи с пандемией COVID-19 с 06.04.2020 до 30.06.2020 включительно (Постановление Правительства РФ от 02.04.2020 № 409).

«ВымпелКом» указывает, что «законодательство о налогах и сборах не предусматривает продления сроков на назначение проверки сделок между взаимозависимыми лицами. Следовательно, установленный НК РФ срок является пресекательным, он ограничивает полномочия ФНС России и направлен на обеспечение права налогоплательщика на своевременный и определенный во времени назначения налоговый контроль».

Суд поддержал позицию ФНС России о том, что при исчислении двухлетнего срока для назначения проверки в него не засчитываются периоды, на которые течение этого срока было приостановлено.

Следовательно, с 06.04.2020 (с даты официального опубликования Постановления от 02.04.2020 № 409) до 30.06.2020 включительно было приостановлено течение сроков для вынесения решения о проведении проверки сделок между ПАО «ВымпелКом» и Veon Wholesale Services B.V.

Срок приостановления составил 2 месяца и 25 дней.

Также при исчислении срока назначения проверки необходимо принять во внимание существующие ограничения глубины проведения проверки – три календарных года, предшествующие году, в котором вынесено решение о проведении проверки.

Таким образом, срок вынесения решения о проведении проверки контролируемых сделок был продлен до 31.12.2020, в связи с чем ФНС России правомерно вынесла решение 29.12.2020.

В результате суд принял решение о том, что отсутствует какая-либо правовая неопределенность в отношении сроков вынесения решения о проведении проверок. Таким образом, решение ФНС России о проведении проверки сделок между взаимозависимыми лицами ПАО «ВымпелКом» и Veon Wholesale Services B.V. не нарушает права ПАО «ВымпелКом» и не противоречит законодательству о налогах и сборах. При таких обстоятельствах, заявленные требования не подлежат удовлетворению в полном объеме.