Интерфакс
Главная страницаОбоснование и выбор метода

Обоснование и выбор метода

На основании описания сделки, функционального анализа и доступной информации по сделкам выбираем метод/методы трансфертного ценообразования. Налоговый Кодекс рекомендует использовать 5 методов трансфертного образования:

  1. Метод сопоставимых рыночных цен (МСРЦ). Для его применения достаточно одной сделки, удовлетворяющей критериям сопоставимости, при условии, что продавец не занимает доминирующего положения на рынке;
     
  2. Метод цены последующей реализации (МЦПР) может применяться для определения рыночного характера цены, по которой покупатель приобретает у взаимозависимого лица товары и реализует их независимому лицу.
     
  3. Затратный метод (ЗМ) применяется, главным образом, в отношении сделок, предметом которых является капиталоемкая продукция. Сравнивается валовая рентабельность затрат с аналогичным показателем по сопоставимым сделкам.
     
  4. Метод сопоставимой рентабельности (МСР) может использоваться, когда нет возможности по данным бухучета достоверно определить интервал рентабельности по методам последующей реализации и затратным методом. Здесь тестируемой должна быть выбрана та сторона сделки, которая осуществляет меньше функций, принимает меньшие риски и не владеет объектами нематериальных активов, оказывающими существенное влияние на уровень рентабельности.
    При применении этого метода могут использоваться рентабельность продаж, валовая рентабельность коммерческих и управленческих расходов, рентабельность затрат и рентабельность активов и другие показатели рентабельности.
     
  5. Метод распределения прибыли (МРП) применяется, когда невозможно использовать другие методы, а также когда стороны сделки совместно владеют объектами интеллектуальной собственности. Разрешается использовать две разновидности метода: распределение совокупной прибыли и распределение остаточной прибыли.

При обосновании цены контролируемой сделки можно использовать как один метод трансфертного ценообразовании, так и комбинировать два и более методов.

Какой же метод предпочтительнее?

Приоритетным, согласно законодательству, является метод сопоставимых рыночных цен, а использование иных методов допускается в случае, если его применение невозможно. Но на практике именно из-за отсутствия общедоступной информации о ценах в сопоставимых сделках с идентичными товарами он применяется редко. Налогоплательщик может его применить, используя либо информацию о собственных сделках, сопоставимых с контролируемой, причем совершенных с не взаимозависимыми с ним лицами, либо информацию своих контрагентов.

Есть похожие информационные ограничения для применения 2,3 и 5 методов.

И только 4-ый метод (МСР) допускает сравнение рентабельности анализируемой сделки с рентабельностью сопоставимых компаний (а не сделок). Он основан на доступных аналитических продуктах, которые используют официальную бухгалтерскую отчетность российских и иностранных компаний. Метод строится сразу на нескольких показателях рентабельности (продаж, затрат, активов...) и может применяться для анализа прибыльности производителей, дистрибьюторов, а также компаний, оказывающих услуги.

Для применения 4-го метода, в соответствии с требованиями НК РФ, компании могут использовать любую общедоступную базу данных, где аккумулируются сведения бухгалтерской отчетности.