НК РФ не ограничивает налогоплательщика в выборе метода обоснования цены в сделке. Однако, поскольку при проведении налогового контроля в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, может использовать только методы, предусмотренные пунктом 1 статьи 105.7 НК РФ, то и для налогоплательщика целесообразно применять эти же методы, а именно:
При обосновании цены контролируемой сделки НК РФ не обязывает использовать более, чем один метод трансфертного ценообразовании (ТЦО). При этом допускается комбинирование двух и более методов.
При выборе метода трансфертного ценообразования необходимо учитывать:
Последнее ограничение (наличие информации), часто является определяющим.
Первый метод (МСРЦ) является приоритетным, а использование иных методов, указанных в НК РФ, допускается в случае, если применение метода сопоставимых рыночных цен невозможно. Но на практике именно из-за отсутствия общедоступной информации о ценах в сопоставимых сделках с идентичными (однородными) товарами (работами, услугами), он применяется редко.
Общедоступные базы данных, где объектом наблюдения является цена сделки, и в которой представлены признаки, необходимые для соблюдения требования сопоставимости сделки/однородности ее предмета (за редким исключением, например, лицензионные соглашения) отсутствуют.
Даже если предметом сделки выступают биржевые товары, использовать рыночные котировки для обоснования цены контролируемой сделки нельзя. Участники торгов, как правило, не раскрываются, то есть, нет данных о покупателях и продавцах, соответственно, невозможно подтвердить факт того, что сделки совершались между лицами, которые не признаются взаимозависимыми. Отсутствует информация о функциях, коммерческих (рыночных) рисках и стратегиях сторон, других условиях распределения прав и обязанностей между ними. Как правило, продукция продается лотами в определенном объеме, в связи с чем отсутствует информация об общих объемах сделок между сторонами.
Таким образом, первый метод ТЦО налогоплательщик может применить, используя либо информацию о собственных сделках, сопоставимых с контролируемой, причем совершенных с не взаимозависимыми с ним лицами; либо используя информацию своих контрагентов, если, конечно, таковая имеется. Итак, сформировать информационную базу для МСРЦ достаточно проблематично.
Есть похожие информационные ограничения для применения 2,3 и 5 методов. Применение этих методов требует от налогоплательщика также использовать информацию по сделкам и соблюсти сопоставимость экономических (коммерческих) условий сделок, и как уже было сказано выше, общедоступных баз данных, где объектом наблюдения являются сделки, нет.
И только 4-ый метод (МСР) допускает сравнение рентабельности анализируемой сделки с рентабельностью сопоставимых компаний (а не сделок).